Был ли Лев Толстой атеистом?

1
28 августа 1828 года - родился русский писатель, мыслитель и просветитель Лев Николаевич Толстой.
Еще при жизни Л. Н. Толстого его художественные произведения при обрели всемирную известность и все общее признание. В русском литературоведении с 90-х годов прошлого века за Толстым прочно утвердилась репутация беспримерно знаменитого писателя; по подсчетам литературно го критика С. Венгерова, отдельные произведения Толстого («Кавказский пленник», «Хозяин и работник», «Власть тьмы», «Чем люди живы», «Воскресение», «Бог правду видит, да не скоро скажет» и др.) к 1900 г. вы держали по нескольку десятков изда ний в России и были переизданы на всех языках мира.

Всемирная известность и огромная популярность Толстого-писателя при давали особое значение его мораль ным поучениям, а его критике рус ской православной церкви – неви данную сокрушительную силу.

Обличительные выступления Тол стого против православия вызывали ненависть среди церковных иерархов. Дело дошло до того, что в...

0 0
2

10 ноября (28 октября по ст.ст.) 1910 года Л.Н. Толстой ушел из Ясной Поляны. 20 (7) ноября 1910 года он умер. В нынешнем, 2010-м, году вышла книга о последних днях великого писателя. Писатель и критик Павел БАСИНСКИЙ восстанавливает важнейшие для русской литературы события, реконструируя их буквально поминутно. Книга «Лев Толстой: бегство из рая» стала, бесспорно, одной из главных книг уходящего года. Мы попросили Павла Басинского ответить на несколько вопросов.

Илья Ефимович Репин. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого

— Мог ли Лев Николаевич Толстой быть православным в полном смысле слова? То есть воцерковленным, посещающим службы, исповедующимся и участвующим в таинствах христианином? Иногда кажется, что он, в принципе, не смог бы жить так. Как думаете вы?

— Во-первых, он в течение года старался быть исправным и усердным церковным человеком. С этого, собственно, и начался его «духовный переворот» конца семидесятых годов. Он почти ежедневно посещал...

0 0
3

ПРЕДИСЛОВИЕ КОНЧЕЕВА К СТАТЬЕ Л. ТОЛСТОГО
«ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ И В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ЕЕ?»

Лев Николаевич Толстой был уверен, что достаточно всем людям понять, что Бог не требует от них ничего иного как быть добрыми и относиться друг к другу по доброму, любовно, как это начнет осуществляться и непременно осуществится, а, значит, приведет к максимально возможному процветанию людей на земле. Толстой, как известно, был великолепным психологом, знатоком души человеческой и потому убеждение это, вполне возможно, не было такой уж наивностью или следствием старческого маразма великого человека. Толстой никогда не был ни наивен, ни умственно неполноценен. И это убеждение его совсем не так нелепо, как могло бы показаться. Во всяком случае, предлагаемая статья вполне убедительно показывает всеобщую моральную развращенность, обличаемого Толстым общества, на фоне метафизической несостоятельности господствующих в обществе доктрин. Перед первой мировой войной Россия находилась в каком-то...
0 0
4

Предисловие к книге написано православным протоиереем Александром Мень - человеком одиозным даже по православным меркам. Так, профессор московской духовной академии

отмечает его приверженность некоторым теософским взглядам. В статьях

мы встречаем слово "природа" с большой буквы. В книге

обнаруживаем авторские рассуждения о происхождении религии, которые ничуть не отличаются от материалистической версии. Нам сложно назвать такого человека доверяющим

христианином, тем более возрожденным Духом Святым (1Пет.1.23). Поэтому и трудно согласиться с его оценками религиозных взглядов Льва Толстого.

Еще один апологет православия, мыслитель Н. Бердяев, считал, что Толстой "был чужд религии Христа". Такое мнение Н. Бердяева нам кажется не соответствующим действительности, ибо исходит из предположения, что только православие и есть вера истинная. Упомянутый выше проф. А. Осипов в своих лекциях называет христианством только православие. Такое мнение можно...

0 0
5

Лев Николаевич Толстой. Неверующий

Лев Толстой. НЕВЕРУЮЩИЙ

Вечно новым и постоянно возрастающим
удивлением и благоговением две вещи наполняют
душу, чем чаще и постояннее ими занимается
размышление: звездное небо надо мною и закон
нравственности во мне.

Кант.

В начале 1852 года, когда я жил в Брюсселе, ко мне вошел незнакомый мне молодой человек. Лицо вошедшего было приятное, с искренней улыбкой и таким же искренним и живым взглядом. Одет он был с некоторой изысканностью: на нем был бархатный жилет с резными пуговицами, желтые перчатки, цветок в петлице и тросточка в руке, и видно было много очень белого белья. На вопрос, кто он, он отвечал мне, что он - священник.
- Или, скорее, был им, - сказал он. - Я оставил ложное для истинного. Теперь я - то же, что вы: изгнанник.
Я попросил изгнанника садиться.
- Меня зовут Анатолий Лерэ, - сказал он.
Мы разговорились. Он рассказал мне свою жизнь. Оказалось, что он был так...

0 0
6

(1828-1910) великий русский писатель, религиозный мыслитель-антихристианин, аморалист, либеральный общественный деятель.

Как религиозный мыслитель, Л.Т. должен быть отнесен к представителям идеологии светского мистицизма, наряду с Б. Спинозой, Ж.-Ж. Руссо, О. Контом, П.-Ж. Прудоном и др. С философской стороны учение Л.Т. можно охарактеризовать как монистическое.

Воззрения Л.Т. складывались под однородным влиянием атеизма, скептицизма, анархизма и позитивизма: тех же Спинозы, Руссо, в особенности — Прудона. Несмотря на известные переломные моменты, в основном мировоззрение Л.Т. оставалось неизменным в течение всей его жизни. Уже в молодости Л.Т. мечтает об основании новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической — не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле. В нач. 60-х гг. XIX в. Аполлон Григорьев проницательно обвинял Л.Т. в нигилизме. К концу 70-х гг. Л.Т. решает...

0 0
7

20 ноября исполняется 103 года со дня смерти великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Был ли Лев Толстой гордым и распущенным фарисеем? Виноват ли писатель в том, что в России произошла революция? Не рано ли читать его в школьном возрасте? Насколько эти утверждения соответствуют действительности — писатель, литературовед, автор книг о Льве Толстом Павел Басинский.

1. Гордыня была основным из внутренних качеств Толстого, она проявлялась и в его философской деятельности, и в быту.

— Не знаю, в чем, собственно, заключается гордыня Толстого. В том, что он искал свою истину и не останавливался на этом пути? Многим это не нравится. Многие считают, что надо прилепиться к какой-то заведомо существующей истине и ей служить. Толстой так не мог. Если это гордыня, то пусть будет гордыня, но этим он и интересен.

Что касается повседневной жизни — он был чрезвычайно деликатным человеком, любил своих детей, воспитывал их, учил их греческому, математике,...

0 0
8
Лев Николаевич Толстой Неверующий Толстой Лев Николаевич Неверующий

Лев Николаевич Толстой

Неверующий

Вечно новым и постоянно возрастающим

удивлением и благоговением две вещи наполняют

душу, чем чаще и постояннее ими занимается

размышление: звездное небо надо мною и закон

нравственности во мне.

Кант.

В начале 1852 года, когда я жил в Брюсселе, ко мне вошел незнакомый мне молодой человек. Лицо вошедшего было приятное, с искренней улыбкой и таким же искренним и живым взглядом. Одет он был с некоторой изысканностью: на нем был бархатный жилет с резными пуговицами, желтые перчатки, цветок в петлице и тросточка в руке, и видно было много очень белого белья. На вопрос, кто он, он отвечал мне, что он...

0 0
9
Религия, Мнения и комментарии » Лев Толстой и толстовство

Алла Авилова

Лев Толстой никогда не был толстовцем

Устарели не религиозные взгляды Толстого, а их критика

Ровно 100 лет назад, 20 ноября 1910 года, не стало Льва Николаевича Толстого. Еще немного, и начнутся торжественные мероприятия...

Вдоль и поперек?

Я еще не встречала человека, который бы не уважал Льва Николаевича Толстого. При этом все, с кем мне приходилось говорить о нем, были убеждены, что творчество Толстого изучено вдоль и поперек, а сами они хорошо знают еще со школы лучшее в толстовском наследии. Лучшее и для самого Льва Николаевича?

Проверьте себя.

Вот отрывок из письма Толстого, с одной купюрой:

«Это сочинение (...) есть лучшее произведение моей мысли, есть та одна книга, которую (как говорят) человек пишет во всю свою жизнь».

Написано это письмо в 1884 г. Уже вышла большая часть произведений, сделавших Льва Тостого величиной мировой литературы, в...

0 0
10
Письмо Л.Н. Толстого учителю А.И. Дворянскому о том, как религией мы калечим души детей.

Мы так привыкли к этой религиозной лжи, которая окружает нас, что не замечаем всего того ужаса, глупости и жестокости, которыми переполнено учение церкви; мы не замечаем, но дети замечают, и души их несправедливо уродуются этим учением. Ведь стоит только ясно понять то, что мы делаем, обучая детей так называемому закону божию, для того, чтобы ужаснуться на страшное преступление, совершаемое таким обучением.

Чистый, невинный, не обманутый и еще не обманывающий ребенок приходит к вам, к человеку, пожившему и обладающему или могущему обладать всем знанием, доступным в наше время человечеству, и спрашивает о тех основах, которыми должен человек руководствоваться в этой жизни. И что же мы отвечаем ему? Часто даже не отвечаем, а предваряем его вопросы так, чтобы у него уже был готов внушенный ответ, когда возникнет его вопрос. Мы отвечаем ему на эти вопросы грубой, несвязной, часто просто...

0 0
11

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Л. Н. Толстого знают в основном по его романам — практически все мы проходили их в школе. И мало кто знает, что сам Толстой считал своё художественное творчество чем-то вроде развлечения — когда один из поклонников сказал писателю, что уважает его за «Войну и Мир» и «Анну Каренину», Лев Николаевич ответил: мол, это всё равно как уважать изобретателя Эдисона за то, что тот хорошо танцует мазурку. Делом жизни Толстого были его религиозно-философские изыскания — в частности критика АНТИХРИСТианской православной церкви. К сожалению, Л. Н. не успел полностью избавиться от навязанных ему с детства лжехристианских предрассудков — так например, он страдал сексофобией и пр. Но это не помешало Толстому понять, что «Из всех безбожных понятий и слов нет понятия и слова более безбожного, чем понятие церкви. Нет понятия, породившего больше зла, нет...

0 0