К сожалению, по ссылке не вышло пройтись, но это мои личные проблемы, но, возможно, тем лучше. Думаю, что плохо тем, что это внешнее проявление веры. Мое личное мнение состоит в том, что лучше на Вербное Воскресение не освятить вербы, но зато покаяться, или проявить милосердие к ближнему. Знаю случаи, когда человек идет то вербу освящать, то яблоки, а то и исповедуется каждую неделю, а рядом, совсем рядом…Да у него в квартире! Да родной человек! Да болящий! Да помощи просит уже две недели в аптеку зайти лекарство купить, и освященной водички привезти, а тот и не спешит, хотя болящий уже и помирает…Внешне мы соблюдаем традиции, участвуем в обрядах, и это всё зачастую становится механическим действием. Эх, если вера мертва, то к чему все эти обряды?! Горько!…
Миллионы людей в мире приходят в церкви или синагоги, мечети и пагоды и совершают там ритуальные и обрядовые действия, которые не были инспирированы (вызваны) в них Богом. Миллионы людей повторяют как Отче Наш различные символы и формулы веры, цитаты и мантры, которые они не получили лично от Бога.
Я не говорю о том, что это плохо. Мы все делаем так. Я лишь говорю о том, что это не вера. Это лишь обрядоверие, то есть доверие внешнему правилу.
Плохо то, что мы не всегда понимаем разницу между обрядоверием и верой, поэтому часто подменяем одно — другим.
Нельзя верить в доктрину, догму или в фундаментальные религиозные понятия по определению. Потому как все это — умственные концепции, которые, возможно и были для кого-то раньше откровениями от Бога, но для воспринимающего их сегодня — они лишь интеллектуальные понятия.
Доктрину и догму можно лишь принимать или отвергать интеллектуально.
Но верить…
автор: преподаватель кафедры теологии ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв
Правила для руководства ума к чтению, пониманию
и усвоению излагаемого в них материала:
Общие правила к чтению лекции и других текстов:
1 . Необходимо читать неспешно и вдумчиво, перечитывая сложные места вновь и вновь. Как минимум первоначальных (ознакомительных) чтения должно быть два. Первое чтение является просто ознакомительным . Второе должно состоятся через некоторое время, чтобы что-то отложилось в памяти. В этом случае вы уже читаете целенаправленно , ставя перед собой конкретную задачу: понять общий ход мысли и общее содержание текста.
2 . Читая текст, возьмите листок бумаги (или прямо учебную тетрадь) и помечайте непонятные места, словосочетания, речевые обороты и ходы мысли. По поводу сложных моментов задавайте себе вопросы. Спрашивайте себя: что именно мне непонятно? Возникшее недоумение, ели оно не разрешается повторным, более внимательным прочтением сложного…
Господи, направи ко благу мой путь!
Богородице Дево, радуйся. трижды и в конце
Отрицаюся тебе, сатано, гордыни твоей и служению тебе, и сочетаюся Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. (И оградить себя крестным знамением).
Старалась исполнять с усердием, вниманием, без прочтения и из дома не выходила… Но тут случилось обыденное — проспала на работу. Выскочила из дома без молитвы и крестного знамения. И только на автобусной остановке осознала «Не помолилась» О, ужас, и автобус не едет, и люди толкаются …. Одна мысль чернее другой… Что делать?
«Господи, благослови!» и тут я вышла из этого мысленного оцепенения …
Дорогие мои форумчане! Предлагаю совместно разобраться в таких понятиях как «вера», «маловерие», «обрядоверие»! Очень часто в нашей жизни мы беспокоемся не о том, как «всем спастись и в разум истины приидти!», а о том какой рукой в храме ставить…
Всенепременно, дорогой Игорь Евгеньевич, всенепременно. Попустил Господь, попустил, у нас грешных обрядоверцев всё это отнять. ВСЁ! И совсем не так уж и давно. Вы бы Игорь Евгеньевич, вместо того, чтобы зубочистками нас в бок тыкать, вот взяли бы на себя труд прочитать, ну к примеру, хотя бы «Отца Арсения», или «Нам оставлено покаяние (письма игумена Никона Воробьёва)». Ну всю-всю, так Вами презираемую, атрибутику у этих людей отобрали, да ещё и за полярный круг, в лагеря смерти, укатали на четверть века. Да с бандюками-уголовничками! Чтоб им жизнь раем в лагере не казалась. И что? Стали они баптистами? Да нет, уважаемый Игорь Евгеньевич, стали они православными святыми (пусть даже пока и официально не…
Однако мне в какой то момент стало интересно — а где грань, когда эта чушь уже не становится чушью?
Мне как-то довелось в беседе с православными верующими обсуждать вопрос о допустимости когда-либо снять с себя нательный крест. (Имелись в виду тренировки по единоборствам и маловероятная опасность нанесения себе и другому травмы.) Я в снятии креста ничего страшного не видел, однако практически все, с кем довелось тогда говорить были абсолютно против.
Вот как-то и задумался — а где всё же граница между Верой и обрядоверием. В общем нет сомнения в том, что обряды Вере помогают (особенно сначала), а где-то они начинают выглядеть уже глупо или сверхупёрто, что Вере уже начинает, по-моему,…
ПРАВОСЛАВИЕ ОБРЯДОВЕРИЯ
В жизни Православной Церкви мы испокон веков наблюдаем перевес культа и обряда над учением и моральной стороной христианства: «Брань, драка, пьянство – меньший грех, чем нарушение поста; нарушение целомудрия легче отпустится духовником, чем не хождение в церковь; участие в богослужении — более спасительное дело, чем чтение Евангелия; отправление культа важнее дел благотворительности. Наш народ недаром усваивал христианство не по Евангелию, а по Прологу (жития святых), просвещался не проповедями, а богослужением, не богословием, а поклонением и лобызанием святынь… Православный православен не только в догматах и, может быть, менее всего в них, а в том, что он не ест прежде, чем не прослушает раннюю обедню, что в праздник он ест пироги, что, не перекрестя лба он не сядет за стол, что по субботам он парится в бане, словом живет в определенном быту… От «попа» никто не ожидает ни особенного благолепного служения, ни проповедей, ни устроения прихода, ни…
Через какое плечо свечку подавать можно, а через какое нельзя? Какому святому от болезни печенки молиться? Сколько литров святой воды выдается в одни руки?
Три цитаты.
«…Среди проблем собственно церковной жизни главной я бы назвал почти повсеместную замену веры суеверием. Объяснить это можно скорее всего тем, что мы живем в переломный момент. Незаметно ушла старая Россия, которая еще несла на себе следы церковного православного воспитания. Умерли наши бабушки, родившиеся в начале прошлого, а то и в конце позапрошлого века, с детства ходившие в храмы и церковно-приходские школы. Часто они были людьми малограмотными, но у них не было и сотой части тех околоцерковных суеверий и ложных представлений, с которыми мы сталкиваемся сейчас. В какой-то степени восприняли церковное учение и их дети. А вот следующее поколение — это поколение, полностью оторванное от своих христианских корней. Храмов не было, но потребность в каком-то религиозном освящении жизни изначально…
Обрядоверие – буквальное соблюдение церковного Устава без его осмысления и глубокой веры.
При этом любое отклонение от церковных норм (к ним могут приравниваться и чисто бытовые) расцениваются как ересь. Обрядоверие возникает из-за нарушение баланса между внешней и внутренней жизнью в Церкви – когда на первое место выходит внешняя жизнь, и забывается, что главное – это устремленность ко Христу, стяжание благодати Духа Святого через уподобление Спасителю в любви, смирении, милосердии.
Внешне обрядоверие может выражаться в форме «просто» любви к внешним формам (Венчание ради пышности церемонии), дани традиции (пасхальные яйца утром Светлого праздника кушаем, а на службе не были), а то и откровенного суеверия (Крещение ради тайного имени от сглаза, Причастие исключительно для телесного здоровья).
« Вернуться в церковный…
Надо понять, что такое вера. Если бабулька мужеского или женского пола представляет Бога эдаким восседающем на облаке мужичком с бородёнкой, который может ниспослать халяву, надо только Его хорошо попросить, или если бабулька полагает, что какие-нибудь «мощи» или «пояс» даруют всякие блага, стоит лишь к ним приложиться, то это не «вера», а суеверие = суета всуе. Если человек полагает, что достаточно…