Евхаристия

26, 26-28) и завешал всем апостолам, а через них — всем их преемкикам-епископам и пастырям Церкви: «Сие Творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Таинство Евхаристии совершается за Боже­ственной литургией.

В Таинстве Евхаристии (Причащения) верую­щие христиане под видом хлеба и вина приобща­ются Божественной субстанции Тела и Крови Хри­стовой, сообщающей человеку свойства нетления и соделывающей его причастником вечной жизни.

В Православной Церкви миряне причащаются так же, как и священнослужители, младенцы же и дети до 7 лет причащаются без исповеди. Таинство Причастия, безусловно, является духовным средо­точием в жизни православного христианина.

Непременным условием Причастия являются покаяние (исповедь) и пост.

Священник в алтаре колеблет «воздух» над Святыми Дарами, молясь о ниспослании Святого Духа на них. По окончании пения Символа Веры начинается Евхаристический Канон, то есть поря­док самого пресуществления Святых Даров. Свя­щенник в алтаре снимает «воздух» со Святых Да­ров, целует его и кладет в сторону.

Диакон, войдя в алтарь, веет над Дарами ри-пидой. Хор поет «Достойно и праведно поклоня-тися Отцу, и Сыну, и Святаго Духу, Троице Едино­сущен и Нераздельной»; все молящиеся в это время земно кланяются. Во время пения «Достой­но» священник начинает читать тайную евхарис­тическую молитву; последние слова молитвы он произносит вслух: «Победную песнь поюще, вопи­юще, взываюше и глаголюще». Хор подхватывает слова молитвы, продолжая ее: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея...» Продолжая про себя читать евхаристичес­кую молитву, священник произносит вслух еван­гельские слова Христа: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление гре­хов». После ответа хора: «Аминь» священник про­должает: «Пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яжс за вы и за многие изливаемая но оставление грехов». Хор вновь ответствует:

«Аминь».

Далее следует молитва, называемая «Эп и кле­ши» (призывание Святого Духа), которую читает священник, после чего благословляет Святые Дары, которые уже пресуществились (таинственно преобразились) в Тело и Кровь Христову. Все мо­лящиеся в храме совершают в этот момент земной поклон.

Сразу же после пресуществления Святых Даров священник поминает всех, за кого было соверше­но Таинство Евхаристии. Евхаристический канон заканчивается молитвой о единодушии и мире всей Церкви и благословением всех молящихся в храме.