Ашур, Ассирия — загадочная, древняя страна в самом предсердии мировой цивилизации, двадцать пять веков назад потерявшая свою независимость и ушедшая в легенды, как Атлантида, но сохранившая свой народ, который как семена тополя, разлетелся по всему свету. Со школьной скамьи каждого из нас захватывала история этой уникальной страны с ее героическим народом и богатейшей культурой. Когда говорим «Ассирия», сразу же хочется прибавитьэпитет «первая»- первая государственность на Древнем Востоке, первый университет, первая музыкальная нотапись, первая поваренная книга, первый наркоз, первая в мире богатейшая библиотека Ашурбанипала. Уже не говоря о висячих садах Семирамиды, созданных ассирийской. Ее имя по ассирийски звучит Саммурапат. Она была пастушкой, а потом стала царицей. Неизвестно,откуда она пришла и куда она ушла.
Современные ассирийцы фактически единственный народ, сохранивший в живом общении один из древнейших диалектов арамейского языка, на котором, как известно,…
Ассири йцы (арам….
Культура ассирийцев является одной из самых богатейших культур мира, поскольку она стояла ещё у истоков человеческой цивилизации. Во многом всем нашим современным достижениям мы обязаны первым древнейшим цивилизациям Месопотамии – государствам Шумер, Вавилон и…
Ассирийская Церковь Востока зародилась в первые века христианства в среде арамеоязычных христиан Сирии и Месопотамии, геополитически разделенных между двумя древними империями: Римской и Персидской. Церковная традиция считает, что апостолы Петр, Фома, Фаддей и Варфоломей в разное время благовествовали в регионе, а апостол Фома донес благую весть до Индии. Огромная роль в становлении Церкви Востока отводится и апостолу Аддаю (Мар Аддай) из числа так называемых «72 учеников», проповедовавшему в Северной Месопотамии между 37-65 гг. от Р. Х. С его именем связано первое в мировой истории принятие христианства в качестве государственной религии в Эдессе (Урхай), столице небольшого сирийского государства Осроена при царе Абгаре V Укама. Ученики Мар Аддая — Мар Аггай (65-87 гг.) и Мар Мари (88-121 гг.) — продолжили его миссионерскую деятельность на территории Месопотамии, и именно при Мар Мари произошло укоренение Церкви Востока в столице парфянского Ирана Селевкии-Ктесифоне. Поэтому…
Изучая древнейшую историю человечества, мы нередко сталкиваемся с именами народов, которые, кажется, тысячелетия назад исчезли с лица земли. Встречаются имена исчезнувших и существующих народов и в Библии — ведь мы знаем, что в этой Книге есть конкретные исторические сведения и факты. Разумеется, создатели Ветхого завета называют только те народы, с которыми они имели возможность общаться, — это народы, населявшие Переднюю Азию, Аравийский полуостров и Северную Африку. Упоминаются в Библии и ассирийцы.
Какова судьба этого древнего народа, чье государство тысячелетия назад имело высокую культуру, славилось своей военной мощью и крупными завоеваниями? История рассказывает нам, что знаменитая Ассирия пала под ударами завоевателей в 605 году до нашей эры. Однако ассирийцам удалось избежать судьбы многих покоренных народов, которые прекращали свое существование вместе с падением своего государства. Ассирийцы сохранили свои поселения вокруг Ниневии, Дур-Шаррукина, Кальху,…
Религия
Идейное содержание как искусства и литературы, так и всей ассирийской культуры вообще в значительной мере определялось, как и в других странах древнего Востока, религией. Важнейшее значение в религии ассирийцев имели ритуалы и обряды магического характера. Боги представлялись в виде сильных, завистливых и грозных в своём гневе существ, а роль человека по отношению к ним сводилась к роли раба, кормящего их своими жертвами. Всякий бог был богом-покровителем определённой общины или территории, были боги “свои” и “чужие”, однако и “чужие” боги всё же признавались божествами. Бог-покровитель государства объявлялся наиболее могущественным богом, царём богов, мир богов представлялся по образу иерархии царского двора, а религия в первую очередь освящала существующую деспотическую монархию.
Официальная обрядность, мифология и всё учение ассирийской религии были почти полностью заимствованы из Вавилона, с той лишь разницей,…
В целом, религиозной теме посвящалась большая часть произведений искусства и литературы. Это касалось как всех народов Месопотамии, так и ассирийцев в частности. Боги, входящие в пантеон ассирийских богов изображались как могущественные, завистливые и гневливые существа, при этом человек для них был рабом, обязанностью которого было приносить им жертвы. Каждому богу отводилась роль покровителя того или иного города, прилежащих к нему территорий и жителей. Интересно, что ассирийцы могли считать Ашшура, верховного бога ассирийского пантеона, «своим», а Мардука, покровителя Вавилона, «чужим», при этом они почитали всех богов Месопотамии. Даже захватывая города, народы Месопотамии не имели права разорять храмы богов. В связи с этим, по мнению историков, вавилоняне отказались совместно с мидянами штурмовать священный город Ашшур, чтобы не быть обвиненными в разорении священных храмов.
Ассирийцы признавали верховным божеством Ашшура, считая его главным над…
Религиозные представления древних ассирийцев
Религии Ассирии и Вавилонии имеют между собой много общего. Основы религиозной системы и почти все божества у ассирийцев и вавилонян были одни и те же. Религиозные тексты (гимны в честь богов, ритуальные предписания т. д.), найденные в библиотеке Ашшурбанапала и в других книгохранилищах Ассирии, сплошь и рядом повторяют вавилонские. Порой только короткие приписки в конце свидетельствуют о том, что они использовались ассирийскими жрецами. Конечно, местные особенности в известной мере накладывали свои отпечатки на религиозные представления, образы богов и богинь, а также обряды. Особенности того или иного племени, природные условия занимаемой ими территории и исторические судьбы страны оказывали определенное воздействие на религиозную систему, воспринятую от вавилонян и частично унаследованную от шумеров. Но все эти заимствования ни в коей мере не были механическими,…