Когда вера и знание — одно?

1

Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан открыто выступал против разума, провозглашал парадоксальный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженный утверждал, что задача богословия — познать в свете разума то. что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: «Верю и понимаю». Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.

Ф. Бэкон, выдвинув лозунг «Знание — сила», указывал, что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а не в потемках схоластики и в цитатах из священных книг. Уже в начале XX в. католическая церковь выдвигала положение о том, что вера не должна быть слепым движением души и что не может быть никакого действительного расхождения веры и знания, разума, так как все знания произошли от бога. Например, папа Пий XII неоднократно выступал с заявлениями о том,…

2

Содержание

Вступление

Темы веры и знания и их соотношения друг с другом зачастую представляют собой немалые трудности для людей, серьезно занимающихся изучением Библии Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть определенное количество вопросов, относящихся как к вере, так и знанию в стремлении упрочить наше понимание этих двух важных и связанных концепций

Вера и убеждение

Соотношение веры и убеждения являет собой непростое дело, поэтому я признаю, что в такой краткой работе, как эта, вряд ли будет возможным установить четкое соотношение этих двух понятий к полному удовлетворению читателя. Слово «вера» употребляется по-разному, что еще более усложняет возможность ясного восприятия Мы должны признать, что слова могут иметь различные значения, и что каждое из этих различных значений может оказаться верным и употребительным Например, есть такая поговорка: «Лучше быть красным, чем мертвым» Очевидно, что в данном случае «красный» не относится к одному из Цветов…

3

Знание – объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек в своей деятельности определяет и воспроизводит. Знание образует довольно сложную структуру, это система, которую можно представить в виде социальной памяти, за счет которой из поколение в поколение передается мастерство, опыт.

В гносеологии знание употребляется в смыслах:

1) любая познавательно — значимая адекватная информация об объекте;

2) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, которая существует наряду с практическим отношением.

Проблему соотношения знания и мнения начали исследовать в античности.

Вера – не основанная на знании убежденность в истинности того или иного явления; уверенность в научных гипотезах, предположениях, которые в данный момент не могут быть доказаны ни теоретически, ни экспериментально.

Проблема роли веры и убеждения (мнения) в познании, соотношение их со знанием может…

4
Порой мы веру знанием считаем

И свято верим в то, что много знаем.

Не отличает веры от мечтаний

Тот, кто считает веру ниже знаний.

«Знание», «вера», «знать», «верить» — эти слова все мы употребляем довольно часто. Но что мы под ними понимаем? Какой смысл в них вкладываем? Не получается ли, что в данном случае каждый из нас имеет в виду что-то свое? А ведь без четкого определения таких важнейших понятий, без выяснения их соотношения, взаимосвязи, сходства и различий невозможно говорить ни о каком мировоззрении, ни о каком осознании мира. В наше время как-то не принято придавать большое значение словам, особенно тем, которые обозначают что-то общее, неконкретное, то, из чего нельзя непосредственно извлечь никакой ощутимой пользы. Но это могут быть ключевые понятия, отражающие основу взаимоотношений мира и человека, понятия, которые не устаревают и не меняют свой смысл и свою ценность в зависимости от настроений общества. Поэтому не замечать их, не думать о них,…

5

Соотношение веры и знания

1. Отличие человека верующего и неверующего

Но чем же тогда религиозный человек отличается от нерелигиозного, у обоих одинаковый строй души. Т. е. есть надобность в отыскании дополнительных признаков. Это можно сделать сравнительно-религиозным методом /не психологическим!/ – сравнивая различные вероучения.

У всех вероучений /основных, конечно/ есть нечто общее:

1. Признание личного Бога или нескольких личных богов.

2. Признание бессмертия души.

3. Признание необходимости стремления к святости /высокой нравственности/ и отвращения от греха.

4. Признание Божественного Откровения.

А это /п. 4/ – все познавательные элементы. Это нечто общее всех религий говорит нам, что для религиозного человека первостепенное значение имеет то, чему он придает объективное значение.

В нашем религиозном строе /строе религиозных людей/ участвуют все стороны души. Но этот строй религиозного человека /его души/…

6

Лекция 13. Знание и вера

В данной лекции рассматривается ряд актуальных вопросов современной теории познания. К их числу относятся следующие основные вопросы: 1. Природа знания, его отличие от информации; 2. Вера в процессе познания; 3. Проблема соотношения веры и знания в свете современных философских разработок.

1. Природа знания, его отличие от информации

Стремление понять, что такое знание, характерно уже для философов

античности. Именно они первыми задались вопросом о том, чем знание отличается от других продуктов человеческой деятельности, в первую очередь – от мнения. Одни античные мыслители склонялись к точке зрения, согласно которой знанием владеют лишь бессмертные боги, а на долю людей остается главным образом ненадежное мнение. Другие мыслители пришли к более конструктивному выводу о том, что мнение относится к чувственно воспринимаемому миру, а знание – к умопостигаемому миру вечных сущностей. Мнение может быть истинным или ложным,…

7

«Как пылающий огонь превращает дрова в пепел, так и огонь духовного знания сжигает дотла все последствия кармы»
Бхагавад-гита (4.37)

Недавно мне довелось присутствовать на ученом диспуте, во время которого один из участников, осуждая необоснованную уверенность своего оппонента в непроверенных фактах, сказал: «Ученый должен не верить, а знать. Вера – это удел людей, лишенных знания». Действительно, большинство людей считают знание и веру взаимоисключающими понятиями, но если бы это было так, тогда все глупцы были бы верующими, а все разумные – атеистами. Однако в жизни все сложнее. Вера бывает не только в духовные вещи. В основе любой, даже материальной, идеологии лежит вера в ее непогрешимость.

Мы попытаемся исследовать знание и веру с материальной и духовной позиций и попробуем понять, настолько ли они противоположны друг другу или являются просто разными этапами познания.

Когда мы впервые идем в школу или поступаем в институт, мы не знаем своих…

8

Вера и знания

Пятница, 27 Дек. 2013

Все состояние современной науки можно выразить как взгляд питекантропа на мамонта — в пещеру не втащишь и пахать не умеет. На каком мировоззрении строится вся современная наука ? Мы верим и приравниваем это к знаниям. Но науки как знания об окружающем мире не существует. Почему наука построена на вере, кому это выгодно?

В продолжении тем:

При исследовании процессов, происходящих на Земле, необходимо не только знать все закономерности феноменального мира, но и уметь анализировать прошедшие события, устанавливая связи между ними..

Можно верить всему тому, что преподнесла нам на сегодня наука, но знания на этом уже построить нельзя, а убедительные доказательства, которые приводит наука, построены в условиях отсутствия иной системы знаний. Прекрасный пример отношения к существующей науке дал Н.Морозов («Христос»).

Итак, обратимся сначала к Н.Морозову как к величайшему исследователю. Он не только пытался…

9
Один из мифов, въевшихся в религиоведческие представления современных людей, касается слова “вера”. “Лучше знать, чем верить… Вера – удел слабых… Религия имеет дело с верой, а область знания -удел науки… Верят лишь в то, что нельзя доказать”. Таковы формулы соответствующего раздела светского катехизиса. Приглядимся поближе к ним, к исторической конкретике и к самосознанию самой церковной веры.

Верующее отношение к Истине действительно отличает христианина от тех стереотипов познания, которые сложились в европейской культуре в эпоху ее секуляризации. Перемены эти связаны с радикальными переменами самих представлений об истине и о бытии.

Античность и Средневековье исходили из уравнения – “истина есть сущее”. Истина есть само бытие, и потому “истина” есть категория онтологическая.

В Новое время происходит деонтологизация этого понятия: истина – это свойство моих представлений о бытии. Правда, в начале этого перехода “Истина” еще продолжает считаться характеристикой…

10

Подготавливаясь к первому в году уроку воскресной школы в нашей церкви, я увидел просто ужасную ошибку, которую делает, наверно, всё христианство в целом. Первый урок был посвящён вере! «Что же тут такого ужасного?» — спросите вы у меня, а кое-кто, возможно, уже возьмётся за камни.

А вот что ужасно: подавляющее большинство христиан рассматривают вопрос существования Бога, как вопрос веры! Программа воскресной школы начинается с того, что дети должны просто верить в то, что Бог есть! Но сам факт существования Бога это не вопрос веры! Если мы будем строить своё христианство на том, что мы просто верим в существование Бога, то мы будем подобны людям, строящим дом на песке. С чего мы вообще взяли, что нужно верить в существование Бога? Не знаю, кто первый допустил эту ошибку, и почему она так сильно засела в христианстве, оставлю этот вопрос историкам, но ошибку эту нужно срочно исправлять, чем я и занимаюсь.

Что такое вообще вера? Я бы сформулировал это понятие так:

11

Надо отличать религиозную и обычную веру, основанную на обобщенном практическом опыте людей.

Первая определяется как верность Богу и последовательное практическое осуществление в жизни религиозных идей, ценностей и норм и не имеет (практически) гносеологического значения.

Второй тип веры состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности в чём либо до жизненных убеждений.

Такая вера — неотъемлемый компонент практической деятельности. Поскольку, человек в условиях, когда имеются несколько альтернатив решения вынужден опираться на свою веру в успех предприятия.

Вера помогает действовать в условиях неопределённости. Полной информированности о мире объективно не может быть, принимая решения принципиально нельзя просчитать как логический вывод.

Вера не возникает на пустом месте, она формируется опытом и…

12

Вводные замечания

1. Нельзя и незачем отрицать того, что для многих людей нашего времени вера и знание кажутся несовместимы. Конечно, наука не может сейчас, — говорят такие люди, — объяснить всех загадок мира, но сколько загадок она уже объяснила! Как гром и молния объясняются ныне разрядом электрической энергии в атмосфере и нет никакой надобности видеть в них проявление сверхъестественных сил, — так и все другое, что еще ныне считается необъяснимым и сводится к действию высших сил, — говорят нам, — рано или поздно будет научно объяснено. Знание все время растет и развивается, — и кто может угадать, где и когда это развитие дойдет до своего предела? Если вспомнить, что двести лет назад не знали о возможности пользоваться силой пара, что сто лет назад не подозревали о рентгеновских лучах, о радиоактивности, если прибавить к этому необычайный темп в развитии исследований в наше время во всех областях, то нельзя не верить в прогресс знания, в его как будто…

13
Знание и вера 17 Янв 2013

Знание и вера

Давайте поговорим о знании и вере. Что означает “знать“, и что означает “верить“? Знать – это владеть совокупностью определенной информацией, имеющую соответствующую доказательную базу. Если человек знает, он способен применить это на практике. Может, благодаря знаниям, предвидеть последствия событий, возможность предотвращения этих событий.

Вера – это внутреннее убеждение человека в чем-либо или в кого-либо, часто не опираясь на знания. Однако, глубокая вера способна заставить человека приобретать знания. Знание – это совершенно иной процесс. Вера прямо ему противоположна.

Миллионы людей верят в Бога, многие не верят в Бога. Но все они в одной лодке, потому что и те и другие не обладают знаниями. Для знания необходим великий труд, великий поиск. Вера и неверие очень дешевы: нам не нужно ничего делать, нам не надо напрягаться. Когда человек знает, вера его становится великой. Давайте стремится к познанию, и…

14

Вторжение в сферу неизведанного издавна сталкивало человеческую веру и знание. Надежда – обычная установка на их достижение. Вера представляет собой существенную ведущую установку на достижение человеческих ценностей. Её сила зависит от двух сторон – актуальности потребностей и вероятности их удовлетворения. Вера формирует и конкретизирует предмет своего устремления в образном и понятийном виде. Это – предваряющая гипотеза искомого знания, замена его. При отсутствии путей достоверного познания человек может остановиться на знании, порождённом верой, и если будет появляться знание, противоречащее представлениям веры, может возникнуть конфликт.

Взаимоотношение религиозной веры и науки в философском плане является весьма существенным. Древнеиндийская философия утверждала, что знание выше веры – религия должна идти к науке. Но наука также может идти к религии, в случае если только её подвигают к тому научные факты.

Знание – идеальный образ бытия, который формируется как…

15
Соотношение знания и веры в рамках гносеологии и за ее пределами. Знание претендует на адекватное отражение действительности. Оно воспроизводит объективные закономерные связи реального мира, стремится к отбрасыванию ложной информации, к опоре на факты. Знание делает истину доступной для субъекта посредством доказательства. Оно рассматривается как результат познавательной деятельности. А с глаголом «знать» связывают наличие той или иной информации или совокупность навыков для выполнения той или иной деятельности. В этом смысле допустимо суждение: «Я знаю, как это делается».
Вера в отличие от знания есть сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости. Вера — это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательства принятии тех или иных положений, норм, суждений за…
16

В истории европейской мысли отношение к вере, сс соотношение со знанием и разумом было различным, менялось до противоположного, начиная от тертуллиановского «Верую, ибо абсурдно», традицию которого продолжил Кьеркегор и современная протестантская мысль на Западе, а в России С.Л. Шестов, до превращения веры в суеверие в материализме. Эти крайности, хотя по смыслу и противоположны, но совпадают в восприятии веры как абсурда. Между ними располагаются более умеренные взгляды, от Августина, полагавшего, что необходимо «познавать в свете разума то, что ты воспринял уже твердостью веры» и Ансельма Кснтср- берийского, считавшего, что необходимо «веровать, чтобы понять» (credo ut intelligam), до Абсляровского «Понимаю, чтобы веровать» (…etiam rationis luce conspicias). Логическим завершением этого процесса стал тезис Гегеля о том, что «вера не противоположна знанию, что скорее, напротив, вера есть знание и что она представляет собой только особую форму последнего»’. Но вскоре у Гегеля…

17

Вера и знание согласно Клименту Александрийскому

Проблема взаимоотношения веры и знания становится одной из главных тем в борьбе христианской Церкви с нехристианским гнозисом. В трудах Климента Александрийского мы находим самое обстоятельное размышление по этой проблеме, в связи с чем автор ставит ряд вопросов. Исчерпывается ли христианство простой верой? Способно ли оно удовлетворить более высоким запросам разума? Может ли христианство достойно ответить гностикам, которые упрекают Церковь в отсутствии сокровенного знания? Основная идея веры у христианских мыслителей предполагает дарение, благодать, приводящую человека к сопричастности Богу, гнозис же — это восхождение, цель которого — достичь тождественности Богу. Климент в своих размышлениях сохраняет наметившуюся к его времени тенденцию в понимании веры и знания .

Жизнь и творчество Климента Александрийского

Исторический период жизни и творчества Климента характеризуется тем, что христианство не желало…

18

28.03.2009 — Соотношение веры и знания

1. Отличие человека верующего и неверующего

Но чем же тогда религиозный человек отличается от нерелигиозного, у обоих одинаковый строй души. Т. е. есть надобность в отыскании дополнительных признаков. Это можно сделать сравнительно-религиозным методом /не психологическим!/ – сравнивая различные вероучения.

У всех вероучений /основных, конечно/ есть нечто общее:

1. Признание личного Бога или нескольких личных богов.

2. Признание бессмертия души.

3. Признание необходимости стремления к святости /высокой нравственности/ и отвращения от греха.

4. Признание Божественного Откровения.

А это /п. 4/ – все познавательные элементы. Это нечто общее всех религий говорит нам, что для религиозного человека первостепенное значение имеет то, чему он придает объективное значение.

В нашем религиозном строе /строе религиозных людей/ участвуют все стороны души. Но этот строй религиозного…

19

Вера – одна из любимых мишеней для атак атеистов с момента появления атеизма. Богоборцы от Гольбаха до Докинза веру называли то суеверием, то иллюзией, говорили, что вера противоречит разуму, погружает его во тьму, она мешает научному, рациональному познанию мира и так далее. Но так ли это? Противоречит ли вера разуму и научному знанию? Сразу замечу, что в данной статье речь пойдёт не столько о вере как христианской добродетели, сколько о вере как способе познания окружающего мира.

Как известно, научное познание делится на эмпирическое и теоретическое. Эмпирическое познание заключается в наблюдении за окружающим миром, проведении экспериментов, получении фактов посредством органов чувств. Теоретическое же, рациональное познание состоит в обобщении, анализе, синтезе имеющихся данных и фактов, построении теорий и формулировке законов посредством разума. Эти способы отлично работают в математике, в химии, в физике, где гипотезы и теории доказываются или опровергаются…

20

Сущность гносеологии как философского учения о возможностях и путях познания бытия человеком. Характеристика различных методов познания мира: наблюдение, эксперимент, дедукций. Проблема взаимоотношений знания и веры, их возможные пути соединения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Пермский Национальный Исследовательский Политехнический Университет»

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Философия»

Знание и вера

Преподаватель: Жохов А. В.

Выполнила: студентка первого курса

Махрова Ольга

г. Пермь 2013 год

Содержание

Введение

1. Познание

2. Знание и вера; наука и религия

Заключение

Список используемой…

21

Мы называем веру иллюзией, когда в ее мотивировке доминирует исполнение желаний
(Freud1927a: 31)

После того как я написал статьи, на которых основывается эта глава (Britton1995b, 1997b), несколько человек указали мне на то, что по поводу веры в психоаналитической литературе написано удивительно мало. Это удивительно, поскольку повседневная работа психоаналитика включает в себя исследование сознательных и бессознательных верований пациентов. А также непрерывная задача практикующих аналитиков состоит в изучении, наилучшим возможным для них образом, своих собственных верований. По-видимому, не только исследование верований в повседневной психоаналитической практике воспринимается как само собой разумеющееся, но также роль веры в повседневной жизни. Наше ежеминутное ощущение безопасности зависит от нашей веры в благополучие нас самих, наших близких, а также других ценных для нас объектов. Вера основывается на вероятности, не на определенности, и все же она…

22
Знание, его природа и типология. Вера и знание

Каждый человек интуитивно понимает, что такое знание, принимает его присутствие наряду с реальностью как само собою разумеющееся.

С одной стороны, знание лежит в основе многих областей человеческой деятельности, с другой…

23
Введение

Религия и наука — это две сферы человеческой культуры, которые на протяжении всего своего существования находились в очень сложных отношениях. Можно вспомнить моменты человеческой истории, когда религия полностью подминала под себя науку, и наоборот когда научные открытия, казалось бы, полностью ниспровергали религиозные догматы.

В основе этого сложного взаимодействия — столкновение веры и знания. Вера, в отличие от суждений науки, не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальной действительностью. Она поддерживается не доводами разума и не фактами, подтверждающими ее. Она поддерживается силой традиции и «социальным соглашением». Верующий убежден в том, что источником его верований является божественное откровение. Знание же требует доказательств и фактов, выверенных и точных. Вместе с тем, взаимоотношения веры и знания в религии и науке гораздо сложнее, чем просто конфликт и противоборство и в данной работе…

24

Многие верующие (или даже все?) всерьез думают примерно так: религия это область веры, наука это область знания.

Как глупо заниматься наукой с позиций веры, так же глупо лезть в религию с научным подходом. Не та, мол, область (если конечно не считать исторические исследования и тп). В связи с этим, хочу сказать несколько слов о том, что такое вера. И где ее место в религии.

Слово «вера» употребляется в религии в двух весьма близких смыслах, которые можно понять из двух евангельских выражений:
— «Маловерный! Зачем ты усомнился?»
— «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на Земле?»

В первом случае вера — это нечто типа уверенности, отсутствия сомнений и боязни, способность к безграничной «вере в». Во втором случае вера — это надежда, доверие. Сын Человеческий может не найти веру на Земле к своему приходу, ее может не остаться, после всех событий у людей может не остаться надежды на Него.

В общем и целом вера в религии — это способность верить…

25

Любые студенческие работы по приятным ценам. Постоянным клиентам — скидки! Оставьте заявку и мы ответим Вам по стоимости работ в течении 30 минут!

Узнать стоимость работы

Надо отличать религиозную и обычную веру, основанную на обобщенном практическом опыте людей.

Первая определяется как верность Богу и последовательное практическое осуществление в жизни религиозных идей, ценностей и норм и не имеет (практически) гносеологического значения.

Второй тип веры состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности в чём либо до жизненных убеждений.

Такая вера — неотъемлемый компонент практической деятельности. Поскольку, человек в условиях, когда имеются несколько альтернатив решения вынужден опираться на свою веру в успех предприятия.

Вера помогает действовать в…

26

2. Вера и знания

Посвящается Н.Морозову

При исследовании процессов, происходящих на Земле, необходимо не только знать все закономерности феноменального мира, но и уметь анализировать прошедшие события, устанавливая связи межлу ними..

Можно верить всему тому, что преподнесла нам на сегодня наука, но знания на этом уже построить нельзя, а убедительные доказательства, которые приводит наука, построены в условиях отсутствия иной системы знаний. Прекрасный пример отношения к существующей науке дал Н.Морозов (“Христос”).

Итак, обратимся сначала к Н.Морозову как к величайшему исследователю. Он не только пытался разобраться в истории человечества, но и доказал, что этой

истории у человечества нет, что нельзя историю создавать на сказках.

Итак, подход Н.Морозова на основе известных знаний.

1. Вера, убеждение и знания у Н.Морозова.

Когда нам говорят, что дважды два четыре, мы знаем, что это правильно, потому что в любое время можно…

27

Ctrl+Б и Ctrl+Ю — замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right — перемотки по 5сек

00:00:00 Каждый вторник в 11 утра прямой эфир из Владивостока. Тушкин Владимир Рюрикович. Самое сокровенное знание. Только на Аюрведа радио и только для вас.
[Ведущая] Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Здравствуйте, Василий Рюрикович.
[Тушкин В. Р.] Здравствуйте. Добрый день.
[Ведущая] Рада вас приветствовать на волнах Аюрведа радио. Хотела также напомнить нашим радиослушателям о том, что сегодня 31 июля, последний день второго месяца лета. Завтра будет август. Но завтра будет завтра. А сегодня у нас в прямом эфире самое сокровенное знание и тема «Вера и знание» сегодняшнего прямого эфира из Владивостока. Тушкин Василий Рюрикович, филолог, востоковед, специалист ведической культуры. Итак, слово я передаю вам.
[Тушкин В. Р.] Итак, сегодняшняя тема это вера и знание.

00:01:03 Эта тема довольно таки важна для современного человека. Потому что наш век —…

Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: