Литургия

 

Первая часть Литургии называется проскомидия, что означает в переводе с греческого языка «принесение» — в память о том, что древние христиане приносили в храм хлеб и вино для Святой Евхаристии. От этого и сам церковный хлеб, употребляемый на проскомидии, называется просфора, то есть приношение.

Православные просфоры приготовляют на дрожжах, в воспоминание о том, что (в соответствии с греческим текстом Евангелия) Христос совершил Тайную Вечерю на квасном хлебе (в латинском переводе Евангелия нет разницы в названии пресного и квасного хлеба).

Чинопоследование проскомидии совершается следующим образом. Священник берет с жертвенника просфору, делает на ней знак креста и, читая молитвы и пророчества Ветхозаветного пророка Исайи (о пришествии Мессии), вынимает среднюю часть, которая называется Агнцем. Затем вливает вино и воду в чашу, что символизирует истекшие кровь и воду из ребра Спасителя на кресте. Из других просфор поочередно вынимаются частицы в честь Пресвятой Девы Марии, девяти ликов святых, за живых членов Церкви и за усопших.

Проскомидия является приуготовительной частью к Литургии, в воспоминание жизни Христа до его вступления на проповедь и общественное служение; она совершается незримо для молящихся, в алтаре, что является особенностью православного богослужения. Для молящихся в храме в это время читаются так называемые часы — собрание псалмов и молитв.

Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, в воспоминание о том, что в древней Церкви, еще неразделенной, во время совершения этой части Литургии могли находиться некрещеные липа (так называемые «оглашенные»), готовящиеся к принятию Крещения, а также недостойные и кающиеся христиане, отлученные от причастия.

Литургия оглашенных начинается с открытия завесы Царских врат, после чего диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Каждение сопровождается чтением 50-го псалма. Затем священник произносит начальный возглас: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и присно, и во веки веков!»

Диакон читает Великую (или мирную) ектению, а священник в это время читает тайные мо­литвы, прося Бога о даровании милостей моля­щимся в храме (в древности эти молитвы читались вслух).

Во время Великой ектений верующие молятся о ниспослании мира свыше, прощении грехов и спасении душ; о мире всего мира, о непоколеби­мом стоянии Церквей и о соединении всех; о хра­ме, в котором совершается Литургия; о Главах пра­вославных Церквей, о епископах, священниках и о всем церковном и монашеском чине; о соедине­нии, братолюбии и мире церковном; о Богохрани-мой стране и городе, о начальствах духовных и гражданских, об изобилии плодов земных и вре­менах мирных; о плавающих, путешествующих, больных, страждущих, пленных и о спасении их; об избавлении молящихся от всякой скорби, гне­ва и нужды.