Свадьба

 

Кольца, свечи — это забота жениха и его ша­фера; обычно на внутренней стороне колец выгравировывают имя и дату венчания (на кольце не­весты — имя жениха, на кольце жениха — имя невесты).

Жених и невеста в день свадьбы впервые ви­дятся только в церкви. При этом жених приезжа­ет туда заранее, вместе с родственниками и знакомыми, и только тогда отправляет шафера с буке­том цветов к невесте.

Букет должен состоять только из белых цветов, как символ целомудрия и чистоты.

Шафер сообщает, что жених уже в церкви, и только после этого невеста в сопровождении по­саженного отца и мальчика с образом выходит из дома.

Невеста входит в церковь под руку с посажен­ным отцом и становится по левую сторону, ожи­дая, пока священник поставит их с женихом ря­дом, начиная обряд обручения, а затем и венчания. Допускается, чтобы молодые подошли к алтарю вместе, держась за руки; иди невеста берет жени­ха под левую руку.

Родственники невесты находятся слева, род­ственники жениха — справа.

Шаферы стоят позади невесты и жениха, чуть справа.

Если невеста в перчатках, то она должна снять перчатку с правой руки и вместе с букетом отдать шаферу.

Конечно, во время венчания недопустимо сме­яться, разговаривать, делать кому-либо какие-либо знаки и т.д. Не следует делать порывистых движе­ний, особенно во время троекратного обхождения аналоя — это мешает шаферу правильно держать венец над головой.

Что требуется от тех, кто вступает в брак?

Чтобы они:

были христиане, и притом веры православной;

— были нс моложе: жених — 18, а невеста — 16 лет;

— не состояли между собой в близком родстве плотском и духовном (В первых четырех сте­пенях плотского родства брак воспрещается, например, родным, двоюродным брату и сест­ре. В пятой и шестой степени брак может быть разрешен, в случае нужды, епархиальным ар­хиереем. Что же касается до духовного родства, происходящего от восприятия при купели кре­щения, то брак воспрещается только между восприемниками, воспринятыми или крестни­ками и родителями сих последних);

— чтобы жених и невеста вступали в брак добро­вольно;

— чтобы брак заключался с согласия родителей или опекунов и попечителей.

Жених и невеста становятся среди церкви пе­ред аналоем, на котором лежит крест и Евангелие. Здесь, как перед лицом Самого Христа, на вопрос священника, вслух всем, они объявляют, что всту­пают в брак добровольно, и дают обещание жить в любви и согласии и никогда не разлучаться.

Священник обращается к ним со словами: «Сейчас вы, возлюбленные жених и невеста, со­единившись руками друг с другом, приблизились к аналою, и какой же решительный шаг вы сдела­ли!.. От него ведь зависит счастье и радость вашей дальнейшей жизни; еще несколько минут, и каж­дый из вас будет неразрывно принадлежать друг другу на целую жизнь... Но что вам много говорить о том, ведь вы и сами хорошо знаете решитель­ность и важность сделанных вами шагов... Есть у нас обычай напутствовать своих ближних и друзей, когда кто из них отправляется куда-нибудь, поже­ланием: «Добрый путь пошли вам, Господи!» И вам, ввиду важности вашего нового пути, из глубины сер­дца хочется повторить это напутствие. Но что наши пожелания, что наши приветствия, если па них не испрошено Божие благословение, не призвана Божия помощь! Сейчас начнется священнодействие, так помолимся, возлюбленные, всем сердцем Госпо­ду, чтобы Он благословил ваш новый путь. Да про­длит Он то доброе чувство любви, которое соеди­нило вас здесь и привело сюда, на всю жизнь, без пего брак не радость, не счастье, а мрак и горе...»