Обряд обручения

Ваши сродники и друзья, здесь предстоящие, также постараются, по чув­ствам любви и дружбе к вам, присоединить свои молитвы к вашим и, верится, наши общие молит­вы, как дым кадильный, поднимутся к небу и привлекут от Господа на вас благодатную росу Его ми­лости!..

Но наьзя еще в сей, важный для вас, нас не пре­дупредить вас вот о чем: вы любите друг друга и знаете друг друга с хорошей стороны, до сих пор выказывали друг другу только хорошие качества; но не забывайте: нет человека без греха, без недостат­ков, разумеется, есть они и у каждого из вас. В жизни они обнаружатся, могут иногда доставлять неприятности; и чтобы при совместной жизни со­хранить счастливый мир, взаимное уважение, необ­ходимо терпеливо, снисходителыю относиться друг к другу, и замеченными недостатками отнюдь не укорять друг друга, а с любовью исцелять от них друг друга... Как это делать? О, любовь вам подска­жет, а Господь поможет!»

Затем следуют три особые молитвы, призыва­ющие Божие благословение на брак. Последняя из них, наиболее краткая и выразительная:

«Боже Святый! Ты создал из праха человека и воссоздал из его ребра жену и соединил его с ней, по­добной ему, помощницей, ибо так угодно было Тебе, Величественному, чтобы человек не один был на зем­ле. Ты Сам, Еюдыка, и теперь простри Твою руку из Твоего Святого жилища и соедини этого Твоего раба (имя) с этой Твоей рабой (имя), ибо только Одним Тобою сочетается жена с мужем; соедини их в единомыслии, венчай их в единство плоти и, даро­вавши им деторождение, умножь их потомство, ибо Твоя власть и Твое есть Царство и сила и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь».

Взяв венцы, принесенные из алтаря, священ­ник даст их поцеловать и возлагает на голову же­ниха, а потом невесты. Это возложение символи­зирует целомудренность брачного союза и власть над будущим потомством и делается для того, что­бы Господь, благословивший брак первых людей Адама и Евы, благословил и их брак, помог жить им в любви и согласии, дал им добрых детей, дол­годенствие и блага земные и небесные. И в это время Сам Бог невидимо благословляет их на та­кую жизнь.

Затем молодым подается общая чаша вина с водою, из которой они должны испить, а это зна­чит, что они дали друг другу обещание пить общую жизненную чашу, обыкновенно смешанную из ра­дости и печали, и опять напоминание им, что они неразрывно, рука об руку, должны идти всю свою жизнь.

После завершения обряда венчания священник обращается к молодым с приветствием и разъяс­нениями относительно проведенных обрядов.

 

Священник обращается к ним со словами: «Сейчас вы, возлюбленные жених и невеста, со­единившись руками друг с другом, приблизились к аналою, и какой же решительный шаг вы сдела­ли!.. От него ведь зависит счастье и радость вашей дальнейшей жизни; еще несколько минут, и каж­дый из вас будет неразрывно принадлежать друг другу на целую жизнь... Но что вам много говорить о том, ведь вы и сами хорошо знаете решитель­ность и важность сделанных вами шагов... Есть у нас обычай напутствовать своих ближних и друзей, когда кто из них отправляется куда-нибудь, поже­ланием: «Добрый путь пошли вам, Господи!» И вам, ввиду важности вашего нового пути, из глубины сер­дца хочется повторить это напутствие. Но что наши пожелания, что наши приветствия, если па них не испрошено Божие благословение, не призвана Божия помощь! Сейчас начнется священнодействие, так помолимся, возлюбленные, всем сердцем Госпо­ду, чтобы Он благословил ваш новый путь. Да про­длит Он то доброе чувство любви, которое соеди­нило вас здесь и привело сюда, на всю жизнь, без пего брак не радость, не счастье, а мрак и горе...»