Ограничения для вступающих в брак

В России указом Св. Синода от 17 декабря 1774 г. определено было венчать мужчин не ранее 15 лет, а жен­щин — не ранее 13-ти, а в 1830 г. высочайшим ука­зом запрещено венчать браки, если жениху нет 18-ти, а невесте 16-ти лет. Этим правилом руковод­ствуется Церковь и по сей день.

С другой стороны, целям брака противоречит и глубокая старость, и Церковь со своей стороны всегда смотрела неодобрительно на браки, заклю­чаемые пожилыми людьми. В церковной практи­ке, которая сложилась за последние 300 лет и ори­ентируется в этом вопросе на инструкцию патриарха Адриана, закрепленную определением Св. Синода 1744 г., не венчаются браки лиц, име­ющих более 80-ти лет от роду.

3. Неспособность к брачному сожитию

По этой причине не могут вступать в брак скопцы и люди, от природы неспособные к поло­вому сожитию или доведенные до такого состоя­ния болезнью.

4. Душевная болезнь

Безумные и сумасшедшие не способны к за­ключению брака уже потому, что вообще являют­ся неспособными к самоопределению, так как не имеют собственной воли.

5. Законный брак

Моногамный брак является единственной фор­мой христианского брака, поэтому лишь после прекращения брака вследствие смерти одного из супругов или когда существующий брак расторгнут законным порядком, является возможность всту­пить в новый брак.

6. Священный сан и монашество

По каноническим правилам Церкви, хирото­ния представляет безусловное препятствие к бра­ку. Монашествующие не могут вступать в брак уже в силу и по смыслу принесенною ими обета без­брачия.

Вопрос о благословении на брак снявших с себя сан или отрекшихся от монашеских обетов решается епархиальным архиереем.

7. Различие вероисповеданий

Если уже языческий юрист Модсстин к суще­ственным признакам брака относил «общение в божеском праве», то тем естественнее является это требование в христианской Церкви. «Не прекло­няйтесь под чужое ярмо с неверными, — говорит апостол Павел, — ибо какое обшенис праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор: 6, 14-15). Поэтому-то апостол заповедует вступать в брак с Господе (1 Кор.: 39), то есть с тем, кто ве­рует в Госпола Иисуса Христа.

Однако древняя Церковь по необходимости терпела смешанные браки христиан с язычниками, хотя и подвергала епитимий вступавших в такие браки, и только Трулльский собор 692 г. решитель­но запретил браки православных христиан не толь­ко с нехристианами, ио и с еретиками. Таким об­разом, браки православных с мусульманами, иудеями и язычниками ни в косм случае не могут быть благословлены Церковью.

В Русской Церкви до Петра Великого брак пра­вославных с неправославными — католиками и протестантами — тоже не дозволялся. В первый раз на Руси были разрешены смешанные браки в 1721 г. — с условием, чтобы жених прежде вступ­ления в брак дал подписку в том, что он не будет склонять свою православную невесту в свое веро­исповедание и не будет ей делать упреков за ис­поведание Православия, а также в том, что он бу­дет крестить и воспитывать детей в правилах Православной веры.

8. Родство

Родство может быть препятствием к браку. С древних времен до нашего века дошли строго вы­полняемые требования, согласно которым брак не может быть заключен в случае наличия родства, которое бывает двух видов: кровное и производное, которое, в свою очередь, подразделяется на:

а) свойство;

б) духовное родство;

в) родство по усыновлению. Рассмотрим эти понятия более глубоко.