Осознание вины — это ведь еще не покаяние?

1

Как мы знаем, покаяние способно и более того — должно преобразить нашу жизнь. Но задумывались ли мы над тем, как именно преобразить?

Если после покаянных молитв и исповеди на душе легко и радостно, возросла благодарность Богу, прибавилось желания и сил бороться с грехом, прибавилось любви к людям — значит, мы действительно каемся.

Если после покаянных молитв и исповеди мы остаемся в унылом, замкнутом состоянии, то это значит, что мы не каемся: скорее всего, покаяние подменено у нас ложным чувством вины. Ложное чувство вины лишает нас возможности покаяния и тем самым становится тормозом на пути нашей духовной жизни.

Признаки ложного чувства вины

Давайте рассмотрим признаки наличия у нас ложного или невротического чувства вины более подробно.

1. Почти постоянное чувство уныния.

Легкую степень уныния мы редко замечаем в себе. Признаки его — лень к делам спасения. Нам трудно заставить себя читать утреннее и вечернее молитвенное правило,…

2

Содержание

Протоирей Максим Козлов

Беседы о семейной жизни*

СОДЕРЖАНИЕ

Жених и невеста

50. Таинство Венчания начинается с евангельских слов: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2, 24). Что значит — «оставит»?

51. Не получается ли в этом некоторого уничижения связи родителей и детей? И что делать, если это сильно смущает?

56. Во время Венчания брачный союз сравнивают с единением Христа и Церкви. Что это значит?

Муж и жена

6. Сказано, что для жены муж — господин, но как ей вести себя, когда не только его мнения, а и его указания расходятся с евангельскими заповедями?

14. Прав ли муж, ограничивающий социальную свободу жены или ее религиозно-общественную занятость?

15. Считается, что Православие учит женщину подчиняться мужчине, это действительно…

3

Приближается Великий пост. Что значат слова одного из главных песнопений Великого поста: «Покаяния двери отверзи мне? В преддверии Прощеного воскресенья, за разъяснениями мы обратились к доктору богословия, настоятелю храма Трех Святителей на Кулишках протоиерею Владиславу Свешникову.

Все и ничто

Нередко за настоящее покаяние принимают его частную форму — когда по совести, если только она, по слову апостола Павла, не оказывается вполне сожженной, возникает ощущение отклонения от нравственной нормы, и в связи с этим — чувство вины. Но в таком покаянии можно вполне обойтись и без Бога. По-видимому, для верного понимания жизни и человеческих отношений это неплохо, это честнее, чем заурядное ощущение правоты, но к подлинному покаянию это не имеет отношения. Покаяние не имеет настоящей ценности, если в нем нет религиозного осознания вины. А…

4

Муж и жена

Из книги «Последняя крепость»

1. Слово «брак» означает не только семейную жизнь, но и испорченность, искажение, ошибку. Есть в этом какой-то смысл, ведь еще с апостольских времен считается, что монашество предпочтительнее брачных отношений?

Самые разные слова бывают омонимами, и это явление грамматического, а не духовного порядка. Поэтому я бы не стал заниматься прикладной филологией и доморощенной этимологией. Другое дело, что каждая церковная семья становится полноценной и неущербной, если члены ее понимают, что монашество есть высший и достойнейший путь служения Богу. Впрочем, и монашество становится полным и благодатным тогда, когда настоящий подвижник принимает то, что оно не есть антитеза семье, не есть превозношение над брачным союзом, а есть один из двух путей спасения, указанных Господом. И каждый в своем состоянии, будь то монах или семейный человек, должен видеть…

5

Есть люди, которые всю жизнь ходят на исповедь — и ни разу по-настоящему не каялись. А есть люди, которые не умеют исповедоваться, но их покаяние настоящее. О том, как соотносятся исповедь и покаяние — доктор богословия, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ.

Покаяние не имеет настоящей ценности, если в нем нет религиозного осознания вины. А это не просто осознание вины перед человеком и даже перед Богом. Религиозное покаяние состоит в понимании и переживании того, что Бог есть все, а ты ничто. Хотя это трудно понять и принять. С приходом Христа открылось, что все личные возможности и достоинства любого человека имеют искаженный характер. Но поскольку всякое человеческое естество есть падшее — в падении Адама, то одним из постоянных качеств большинства людей становится стремление не к самоотрицанию, которое, казалось бы, и должно быть нормой повседневной жизни, а, наоборот, стремление к самоутверждению. Проявлениями этого самоутверждения…

6
Фердинанд Кренцер :: Основы Католического вероучения: Глава 17. ПОКАЯНИЕ И ТАИНСТВО ПРИМИРЕНИЯ

Глава 17. ПОКАЯНИЕ И ТАИНСТВО ПРИМИРЕНИЯ

Эту главу можно правильно понять, только прочитав главу «Величие и ничтожество человека». Текст ее мы не в состоянии привести здесь, но вы, должно быть, уже знакомы с ней.

Исповедь представляет для большинства некатоликов самую большую трудность. Исповедальня, которая есть в каждом храме, уменьшила симпатии к Католической Церкви у многих и многих. Но с другой стороны, именно исповедь, стремление избавиться от своей вины часто приводит немало людей к Католической Церкви. Мы намеренно не назвали главу «Исповедь», так как это слово не выражает всего, что на самом деле совершается при этом таинстве. «Исповедаться» означает признаться в своих грехах, но ведь не это главное. Гораздо важнее сам процесс покаяния, то есть внутреннее очищение человека. Поэтому Церковь говорит о «таинстве покаяния». Точнее было бы сказать «таинство примирения»,…

7
Чувство вины как подмена покаяния

Как мы знаем, покаяние способно и более того — должно преобразить нашу жизнь. Но задумывались ли мы над тем, как именно преобразить?

Если после покаянных молитв и исповеди на душе легко и радостно, возросла благодарность Богу, прибавилось желания и сил бороться с грехом, прибавилось любви к людям — значит, мы действительно каемся.

Если после покаянных молитв и исповеди мы остаемся в унылом, замкнутом состоянии, то это значит, что мы не каемся: скорее всего, покаяние подменено у нас ложным чувством вины. Ложное чувство вины лишает нас возможности покаяния и тем самым становится тормозом на пути нашей духовной жизни.

Признаки ложного чувства вины

Давайте рассмотрим признаки наличия у нас ложного или невротического чувства вины более подробно.

1. Почти постоянное чувство уныния.

Легкую степень уныния мы редко замечаем в себе. Признаки его — лень к делам спасения. Нам трудно заставить себя читать утреннее и…

8

Три чувства вины преследуют человека в жизни от первых и смутных переживаний своего Я до последнего вздоха: чувство реальной вины, иррациональное чувство вины и чувство вины экзистенциальной. Так считает психолог Джеймс Холлис [2006, с. 30].

Психологу чаще всего приходится работать с иррациональным чувством вины. Реальная вина заставляет человека обращаться к священнику. Христианский психолог в своей практике имеет дело и с чувством вины, и с чувством греха.

Нас интересуют здесь как психологические аспекты чувства вины реальной и иррациональной (мнимой), так и переход чувства реальной вины в чувство греха. Этот переход представляет собой не только смену эмоционального содержания, эмоционального сопровождения некоторых отношений (с Богом или людьми), но и является структурной переменой. Чувство вины отличается от чувства греха по своей внутренней личностной сути. Появление в опыте человека чувства греха приводит к перемене в структуре личности. Формируется особый слой…

9

Канцлер Германии Ангела Меркель должна приехать на Украину — покаяться за преступления фашистов и привезти денежную помощь. Об этом с трибуны Верховной Рады заявил депутат Верховной Рады Виктор Волк.

«На прошлой неделе немцы, наконец, сделали первые шаги к осознанию и признанию своей огромной исторической вины перед украинцами. В немецком парламенте прошли дебаты относительно проекта резолюции под названием «Историческая ответственность Германии перед Украиной».

Выступления депутатов Бундестага засвидетельствовали, что этот процесс дается немцам крайне тяжело, и в Германии до сих пор существуют серьезные проблемы в восприятии Украины. Многие немцы относятся к Украине как к части бывшего СССР или исторической России, что мешает им воспринимать Украину как суверенное государство с собственной историей и идентичностью, а также с народом, ориентированным на цивилизационную Европу.

Более того – доминирующее место в коллективном сознании немцев на востоке Европы…

10

Артур Пинк

Покаяние

Оглавление

Введение
1. Необходимость
2. Природа покаяния
3. То, что подразумевает покаяние
4. Плоды покаяния
Выводы

Одной из указанных Богом характеристик «времен тяжких», в которые мы сейчас живем, является то, что «злые же люди и обманщики будут преуспевать во всем, вводя в заблуждение и заблуждаясь!» (2Тим. 3:13). Рассматривая в более глубоком смысле, эти слова относятся и к духовным обманщикам и искусителям. Люди, умеющие влиять на других, люди, занимающие высокие посты в церковной иерархии, люди, внешне почитающие Святое Писание, занимаются тем, что вводят души в заблуждение. Но не только эволюционисты, критики и модернисты обманывают массы молодежи своей приторной ложью, но и многие из «знатоков доктрины», заявляющих о своем умении «верно разделять Слово Истины», отравляют умы огромного количества людей.

Высказанные нами объяснения достаточно серьезны и требуют доказательств. Но доказать их нетрудно….

11
Александр добрый день!

Чувство вины может невротизироваться. Сожаление и ужас от прошлых поступков могут привести к унынию и даже к отчаянию. Состояние печали может стать хроническим, и продолжатся годами. Говоря языком клинического психолога, мы имеем на лицо полный аспект невротических проявлений.

кажется у меня именно такая проблема.много раз каюсь в чревоугодии, в гневе на детей и все равно потом впадаю в грех, после чего испытываю жуткое чувство вины.

Покаяние — это не приступ угрызений совести и жалости к себе, но обращение, перенесение центра нашей жизни на Святую Троицу.
И это не одномоментный акт. Это путь длиною в жизнь. В этом суть православной аскетики. Исцелиться, означает вернуть когда-то нарушенную целостность. Этот процесс совершается в лоне Церкви Духом Святым.

умом понимаю о чем вы пишете, а на деле…..(((((

Таким образом, получается, что покаяние это не просто творчество. Это акт со-творчества человека с Богом. Это Таинство. По…

12

Ин 8:21-59

Прочитав это местописание, мы как бы стали свидетелями интересного диалога, который однажды произошёл между Иисусом и уверовавшими в Него Иудеями. На основании прочитанного текста мы исследуем три вопроса:

1. Получили ли Иудеи спасение, уверовав в Иисуса.

2. Проблема Иудеев.

3. Результат диалога.

Прочитанный текст повествует о том, что многие люди, слушая проповедь Иисуса, уверовали в Него. Что побудило их уверовать в Иисуса? Однозначно ответить на этот вопрос трудно, поскольку Иоанн ничего не говорит нам по этому поводу. Однако можно предположить, что ответ на этот вопрос кроется в 24 стихе: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших». Правоверные Иудеи (кроме саддукеев), в отличие от адвентистов и атеистов, верили в существование ада. Возможно, они испугались, услышав слова Иисуса, что могут попасть в ад, если не уверуют в Него. По этой ли причине или по другой -…

13
Покаяние

Скачать аудио-файл

Давайте обратимся сегодня к теме, которую часто связывают именно с начальным этапом обращения к Богу. Поговорим о покаянии. Священное Писание часто говорит о покаянии, но значения этого понятия в Ветхом и Новом Заветах различны. Ветхий Завет использует слово «обращение»; в Евангелиях читаем:

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:1,2). Иоанн обращается к людям, внешне ведущим благочестивую жизнь, соблюдающим Закон, и призывает их к покаянию.

«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие, и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:14,15).

Другими словами, проповедь Евангелия заключалась в проповеди покаяния. Что это значит и зачем…

14

Об этом, а также о том, где грань между смирением и самоедством и когда стремление к самоуничижению превращается в патологию, мы беседуем с известным психиатром и поэтом из Одессы Борисом Херсонским.

«Православные» комплексы

— Борис Григорьевич, где грань, за которой покаяние, попытка смириться переходит в патологический комплекс вины и ощущение собственной никчемности?

— Мне кажется, что сам человек не в состоянии отметить эту границу: она может быть почти неуловима и пролегает не внутри, а вовне — в отношении к другим людям, к ближнему.

Есть один верный критерий: пока самоумаление ведет к близости с другими, доброжелательности, умению прощать — о патологии не может быть речи. А если человек отворачивается от других, целиком уходит во внутренний мир, утрачивает радость жизни, окончательно осуждает себя самого, не пытаясь ничего исправить, — перед нами уныние, депрессия — на профессиональном нашем языке. И, разумеется, хоть в депрессии есть и…

15

Вопросы:
Что такое покаяние?
Как узнать, есть ли у тебя покаянное чувство?
Как готовиться к исповеди?
Как подготовиться к первой исповеди?
Записывать ли грехи?
Надо ли исповедовать помыслы?
Что делать, когда исповедь становится холодной?
Что делать, если повторяешь грехи, в которых уже каялся?
Обязательно ли иметь духовника?
Что такое генеральная исповедь?
Когда и как приучать ребенка к исповеди?
Как часто необходимо исповедоваться?

Что такое покаяние?

Покаяние — это осознание своей вины пред Богом. Покаяние подразумевает раскаяние в своих грехах. Если говорить о грехе, то грех есть нарушение Закона. Закон дан нам в Евангелии. Если мы нарушаем евангельские заповеди, то тем самым мы переступаем эту черту. Мы нарушаем Закон Божий, и через это совершается грех.

Грех, совершенный делом, имеет разные степени. Это плод, но плод чего? Как говорят святые отцы,…

16
Чувство вины выматывает, изнуряет, не даёт покоя мыслями о собственном несовершенстве и тормозит всякое внутреннее развитие. Как с ним справиться?

Осень – это не только время золотой листвы и терпкого кофе с корицей. Это ещё и унылая пора, когда обостряются все психологические заморочки. С одной стороны, это вовсе не радостно. Но с другой, это шанс встретиться со своими проблемами нос к носу, понять и, может быть, даже решить их!
Один из несомненных лидеров среди всех возможных проблем – это чувство вины. То самое чувство вины, которое выматывает, изнуряет, не даёт покоя мыслями о несовершенстве и, одновременно с этим, тормозит всякое внутреннее развитие. Беспочвенное чувство вины – это одна из самых коварных и безобразных проблем, которая всегда прячется под благовидным оперением и никогда не ведёт ни к чему хорошему.

Врага надо знать в лицо. И хотя каждый способен разобраться со своей «виноватостью» только сам, эти несколько фактов о чувстве вины вполне…

17
Покаяние: Трудно переоценить значение покаяния для христианской духовности, а Покаяние Трудно переоценить значение покаяния для христианской духовности, а темы покаяния — для христианской мысли. В Священном Писании даже сама проповедь Евангелия иногда называется проповедью «покаяния и прощения грехов» (ср. Лк. 24,47). Греческое слово, которым в Новом Завете обозначается покаяния — «nfixotvoia». Среди значений этого слова — «изменение жизни», «обращение (к Богу)», «переосмысление», «пересмотр». Что же такое покаяние? Для христианина речь здесь не идет о сиюминутном наплыве эмоций, когда человек просто чувствует себя виноватым. Речь идет о глубочайшей, радикальной духовной переориентации человека, которое происходит при истоках изменения его жизни. В свете истинных ценностей (прежде всего — Бога) человек как бы воочию видит самого себя, видит свои грехи в сравнении с подлинным благом, и понимает глубину своего падения («пере-смотр,…
18

О том, почему исповедь для многих православных стала простой регистрацией, и как чувство вины превращается в привычку и теряет смысл, размышляет Андрей Десницкий.

Сначала – зарисовки из собственной жизни.

Мне лет 18, я прихожу на одну из первых в жизни исповедей. Всё очень серьезно и торжественно, я зачитываю по памяти список (очень краткий) своих грехов, от которых, конечно же, я обязательно через год-два избавлюсь и стану святым. Максимум через три.

Андрей Десницкий

Батюшка слушает с чувством и так же реагирует: «Грех, грех! Не смей! Вот если бы не дошел сюда, если бы по дороге под машину попал – прямо бы в ад! Прямо в ад!»

И я вдруг задумываюсь, так ли это всё механистично, и каковы мои перспективы, если я пока еще иногда грешу, а на исповедь выбираюсь в лучшем случае раз в неделю.

Мне лет 30, я зачитываю по памяти список, который с тех пор едва ли сократился – скорее вырос за счет совсем других вещей, которым я тогда не придавал…

19
Здравствуйте!
Если человек виновный в совершении греха аборта покается, после покаяния, что с его душой?

Грех аборта относится к смертным грехам и по сути является убийством. Такой грех убивает душу сотворившего его — т.е. делает ее обреченной на вечную муку, лишает вечной жизни. Ведь жизнь для христианского мировозрения — это не собственно вечное бытие, а вечное бытие с Богом и в Боге — безконечное возрастание и совершенствование — ЖИЗНЬ.
Вечное пребывание вне Царства Небесного понимается как смерть — непрекращающееся разрушение души.
Жизнь человеческая есть лишь средство с помощью которого душа приобретает для себя качества определяющие ее вечную участь. И весь ее выбор сводится к двум вариантам бытия: с Богом и без Него.
Пока мы пребываем в этой жизни, нам дарована Богом возможность возвращаться к ЖИЗНИ даже тогда, когда мы лишаем душу способности к НЕЙ, убивая ее смертным грехом. Происходит это посредством Таинства Покаяния. Таинство Покаяния — благодатное и…

Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: