Покаяние

Затем Царские врата распахиваются, и Святая Чаша выносится на солею со словами: «Со страхом Божиим и верою приступите». Все моля­щиеся в храме совершают земной поклон, как бы увидев Самого Господа. Причащение мирян про­исходит по древнему обычаю, установленному святителсм Иоанном Златоустом, патриархом Кон­стантинопольским. Причастники приступают ко Святому Причастию, сложив благоговейно руки на груди. Их причашают сразу Тела и Крови Христо­вых лжицей из чаши, после особой «Молитвы пе­ред причастием»: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Жива­го...», в которой причастники исповедуют свою веру в Святое Таинство Евхаристии.

Подходя к Святой Чаше, каждый причастник называет свое имя. Священник причащает его, го­воря: «Причащается раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса на­шего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную».

Отойдя от Чаши, причастники запивают Свя­тое Причастие теплотой (водой с вином).

После благодарственных молитв священник благословляет верующих на выход из храма, напо­миная о том, что они должны сохранять в душе мир Христов: «С миром изыдсм...»

После заамвонной молитвы, которую священ­ник совершает, сойдя с амвона и став посреди на­рода, хор трижды поет: «Буди Имя Господне бла­гословенно отныне и до века».

Литургия завершается благословением народа, когда молящиеся подходят к священнику и целу­ют крест. При этом происходит раздача остатков просфор, то есть освященного хлеба (антидора), из которого вынута на проскомидии масть, называе­мая Агнцем.

Раздав аитидор, священник совершает отпуст литургии и благословляет народ словами: «Хрис­тос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери... и всех Святых помилует нас, яко благ и человеколюбец».

Осеняя себя крестным знамением, верующие выхолят из храма.

После крешения и миропомазания христианин освобожден от первородного греха, укреплен бла­годатной силой Святого Духа и призван к вхожде­нию в духовный мир. Но он продолжает пребывать в падшем физическом мире. Для очищения души от грехов и ее духовного возрождения православ­ные верующие, как и католики, прибегают к таин­ству покаяния (исповеди), которое называется вто­рым крещением. «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» («Православный Катехизис»).

Необходимым условием покаяния является осуждение своего греховного состояния судом со­вести, твердое намерение исправить свою дальней­шую жизнь согласно заповедям и предписаниям церкви. Покаянию непременно должны предше­ствовать говенне (пост) и молитва.

Во время совершения Таинства покаяния перед царскими вратами в храме или перед иконой Хри­ста ставится аналой, на котором кладется крест и Евангелие. Верующие, преклонив колена, внима­ют особым молитвам, которые углубляют их пока­янное настроение, облегчают исповедание священ­нику своих грехов.

Возложив на голову кающегося епитрахиль, священник своими наставлениями и вопросами располагает его к полной и чистосердечной испо­веди, после которой произносит разрешительную молитву.