Церковные сутки

У древ­них евреев дневное время от восхода до захода сол­нца делилось на четыре части, или стражи, которые начинались в часы: первый, третий, шестой и девя­тый.

Первый час соответствовал нашему

6-му часу утра, третий — 9-му, шестой — 12-му, девятый — 3-му часу пополудни.

В Первый Час христиане молитвой отмечали начало дня, в Третий Час — время, когда соверши­лось сошествие Святого Духа на апостолов, в Ше­стой Час - время, когда Иисус Христос был рас­пят, и в Девятый час — время, когда Христос предал дух на кресте.

В IV и V веках эти молитвы были разработаны в монастырях в особые чтения Первого, Третьего, Шестого и Девятого Часов. В греческих и балкан­ских церквах эти службы так и остались только мо­настырскими, в русской же церкви они введены были в приходских храмах. Первый Час читается после Утрени, Третий и Шестой — перед Литурги­ей, а Девятый Час — перед Вечерней.

Службы Повечерия и полунощницы в течение всего года совершаются только в монастырях. В приходских церквах Великое Повечерие соверша­ется Великим Постом, а также в канун Рождества Христова, Крешения и Благовешения.

Кроме богослужений суточного круга, бывают еще службы, совершаемые по особым нуждам или потребностям христиан, так называемые требы. Самые обычные требы: панихиды, или молитва об умерших, которые служатся в 3-й, 9-й, 40-й день и в годовщину после смерти, и молебен, служба, состоящая из канона Спасителю, Божией Матери или святому.

Молебны бывают просительные, благодар­ственные, на освящение воды, дома и т. д. Особые церковные молитвы, или требы, существуют почти ил все случаи жизни, от наречения имени родив­шемуся младенцу до погребения умерших.

Кроме суточного круга в жизни церкви есть и недельный круг богослужений. Каждый день неде­ли имеет свое особое богослужение, причем для богослужения каждогодня недели есть восемь осо­бых напевов — гласов, которые чередуются в тече­ние года.

Каждый день недели посвяшен какому-нибудь воспоминанию:

воскресенье — Воскресению Христову;

понедельник - небесным силам, т. е. ангелам;

вторник — Иоанну Крестителю и пророкам;

среда — Кресту в связи с покаянным воспоми­нанием о предательстве Иуды;

четверг — Апостолам и Святителям (главным образом Святителю Николаю);

пятница — Кресту в связи с Распятием; суббота — всем святым и усопшим и в особен­ности Матери Божией.

Среда и пятница являются днями постными.

Совершения Таинства покаяния перед царскими вратами в храме или перед иконой Хри­ста ставится аналой, на котором кладется крест и Евангелие. Верующие, преклонив колена, внима­ют особым молитвам, которые углубляют их пока­янное настроение, облегчают исповедание священ­нику своих грехов.

 

Возложив на голову кающегося епитрахиль, священник своими наставлениями и вопросами располагает его к полной и чистосердечной испо­веди, после которой произносит разрешительную молитву.