Во что верят китайцы.
Чтобы разобраться в огромном культурном слое причудливых верований китайцев необходимо посвятить этому целую жизнь: так как сочетание буддизма с даосизмом, конфуцианством и почитанием культа предков причудливо.
Китайцы, соединившие все эти верования, по сути, верят в то, что существует Небо, как божественная сущность. Небо руководит всем происходящим на Земле. Духи Предков обитают на Небе, и покровительствую своим родным и близким. На Небе своя небесная канцелярия. В этой канцелярии определяется, какому из родов Небо отдает предпочтение. Духи умерших ведут на Небе активной жизнь. В зависимости от их социального положения на Небе, благосклонности к ним Богов — определяются их возможности помочь живущим на Земле.
Лэйгун — бог грома. У него тело дракона, человечья голова, и он бил по своему животу, как по барабану. Лэйгуна часто изображали с черными крыльями летучей мыши, с птичьими когтями и головой, синим человеческим туловищем.
Майтрея — в буддийской мифологии бодхисатва и будда грядущего, который появится в конце нынешнего буддистского века. В тибетском буддизме Майтрею изображают сидящим на троне, рядом часто располагают колесо дхармы, ступу и вазу.
Паньгу — в китайской мифологии первопредок, порождение животворных сил вселенной инь и ян. В мифе о рождении Паньгу повествуется, что на заре времен вселенная представляла собой некое подобие содержимого яйца.
— Кто это такие? Почему галерея – в храме?
— Так это Боги. Люди приходят сюда и возносят к ним свои молитвы.
— Как боги?! Сразу столько?
— А почему нет? Бог огня, семьи, веселья, богатства… Не одному же сразу за все отвечать.
Религия Китая. Я подумала, что экскурсовод шутит. Но прихожане (если их так можно называть) вели себя именно в соответствии с этими разъяснениями. С горящей свечечкой они останавливались каждый возле своего, нужного ему в данный момент жизни Бога, и о чем-то его просили. Или советовались. Или договаривались. Никакого исступления или фанатизма во взоре ни разу я не замечала. Не пришлось наблюдать и каких-то массовых религиозных действ: все сугубо индивидуально.
Китай — мульти-религиозная страна еще с древнейших времен. Хорошо известно, что конфуцианство — коренная религия Китая и является душой китайской культуры. Конфуцианство пользуется народной поддержкой и даже стало руководящей идеологией феодального общества, однако оно не превратится в национальную религию Китая.
По данным последнего опроса, 85% китайцев имеют религиозные убеждения, некоторые имеют религиозные практики и только 15% из них являются реальными атеистами. (Реальные атеисты здесь относятся к тем, кто не верит ни во одну из религий, ни в какие-либо мероприятия, связанные с религиями или народные обычаи.) 185 миллионов человек исповедуют буддизм, 33 миллиона человек — христиане или католики и верят в существование Бога.
И только 12 миллионов человек исповедуют даосизм. Таким образом, видно, что буддизм имеет наиболее широкое влияние, чем другие основные религии Китая: даосизм, конфуцианство, ислам и христианство.
Вопрос о том, во что верят китайцы, не имеет однозначного ответа, поскольку, от китайца никто не требует безусловной приверженности единственной вере, и один человек может быть приверженцем сразу несколько вероисповеданий: он может быть одновременно и буддистом, и конфуцианцем, и православным. Правда, православных в Китае не так уж много – в начале ХХ века почти всех православных китайцев перебили участники Ихэтауньского восстания. Несмотря на это, вскоре после убийства всех 222 членов харбинской православной китайской общины возникла целая секта, поклоняющаяся Чан Женю – вокзальному человеку. Этим вокзальным человеком был не кто иной, как Николай Чудотворец, образ которого висел над входом на одну из железнодорожных станций КВЖД.