Что такое праведный гнев и приемлем ли он в православии? | Христианский портал мир вам

Что такое праведный гнев и приемлем ли он в православии?

1

Люди в сети (в том числе православной) постоянно предаются праведному гневу. Мы привыкли к этому сочетанию — “праведный гнев”. Но Писание сочетает слова “праведный” и “гнев” только применительно к Богу — Он праведен в Своем гневе. Мы — нет.

С таким же успехом мы могли бы предаваться, скажем, праведному воровству. Но поговорим об этом подробнее.

То, что нам открыто в Писании, постоянно входит в противоречие с тем, что признает нормальным окружающая нас культура. Это было так в I веке, и это так сейчас — мир, в котором мы живем, глубоко заражен грехом, и быть христианином — значит быть в прямом и буквальном смысле «не от мира сего». Не играть по правилам этого мира, и вообще не играть в его игры. «Выйти и отделиться» — в мировоззренческом, этическом, и эмоциональном смысле.

Одна из областей, в которой мы расходимся с миром — это этика в области пола. Другая — это отношение к гневу, ярости и насилию. Массовая культура насыщена блудом и…

2

«Гневайтеся и не согрешайте» — как это?

На протяжении последних десять лет схиархимандрит Авраам (Рейдман), духовник женского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге, проводит беседы с мирянами и монашествующими. В этой беседе о. Авраам рассуждает о том, что такое гнев, как с ним бороться и в каких случаях гнев бывает полезен и даже необходим.

Начать эту беседу я хочу с двух примеров из жизни. Один мой духовный сын, человек крайне вспыльчивый, часто обижал других людей. Притом совершенно этого не замечал. Бывало, мне расскажут о том, что он при разговоре с кем-то в очередной раз чуть не подрался, я у него на исповеди спрашиваю: «Ну, как же ты не сдержался? Зачем было так грубо поступать с тем-то?» А он мне в ответ, совершенно искренне: «Что вы! Почему грубо?! Мы очень вежливо друг с другом поговорили».

Пример второй. Я знал одного известного проповедника, который в советское время многим людям помог прийти к вере или утвердиться в ней,…

3

Протоиерей Георгий Нейфах (1952–2005) был ученым-биологом, в 31 год крестился. Оставив научную деятельность в престижном столичном исследовательском институте, он переехал в село Успенка Касторенского района Курской области, чтобы служить псаломщиком в местном храме. В 37 стал священником. Служил настоятелем Успенского храма в городе Курчатове, шесть последних лет возглавлял Курчатовское благочиние Курской епархии. В течение многих лет батюшка окормлялся у отца Иоанна (Крестьянкина), и это воспитало в нем серьезное отношение к пастырскому долгу и помогло раскрыть дар рассуждения, столь важный при разъяснении духовных вопросов.

Беседы «О страстях и покаянии» обращены к современным христианам, живущим обычной мирской жизнью. Не случайно второе название книги – «Аскетика для мирян». Можно ли среди растущих соблазнов мира сохранить христианские ценности? Как уберечь душу от смертных грехов – страсти чревоугодия, сребролюбия, блуда, гордости и других? В чем смысл покаяния? Как…

4
Решила открыть отдельную тему, чтобы не смешивать с другой и обсудить этот вопрос .
Все христиане знают, что у Бога гнев только праведный , но есть ли праведный гнев у человека?
Конечно же есть, вот только нужно различать этот гнев от гнева, порождающего грех.
Праведный гнев, по словам отцов Церкви, это гнев, направленный против зла, против греха; пресекающий это зло. Такой гнев не заражает сердце злобой, мстительностью, злопамятством.
Если человек увидит, напр., как бьют другого человека, то неужели пройдет молча мимо, не возмутиться, не попробует пресечь такое зло? Или промолчит против богохульства, клеветы, лжи?
И , наоборот, неправедный гнев направлен против человека, а не против его греха. Даже, если человек такой гнев не покажет явно, но , впустив в свое сердце, он уже согрешает. И это все равно проявится в виде мстительности, злорадства и т.д.
Чтобы подтвердить свои размышления, приведу ссылки на Св.Писание и св.отцов:
ап.Павел в своем…
5

«То, что тебе ненавистно, не делай другому»

В Священном Писании сказано: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4: 26) Библия довольно часто говорит о гневе, но она разделяет гнев Божий и гнев человеческий.

Гнев Божий

Божий гнев всегда:

праведный то есть справедливый (Пс.77:41-49; Рим.1:18) творит правду, то есть его излитие всегда приводит к торжеству справедливости (Пс.55:6-10) его излитие происходит только после долгого периода Божьего терпения и многих предупреждений (Пс.77:38; 2Петр.3:9)

Гнев человеческий

Гнев человека — это совсем другая история. Вот, что читаем об этом:

«Гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1:20) «Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истреблятся, уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс.36:8)

Апостол Павел говорит следующее:
«Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не…

6

«Гневайтесь и не согрешайте» , – говорит Писание. Гнев может быть праведным, но только в тех случаях, когда согласован с разумом. Мы можем гневно желать и даже требовать другому человеку строгого наказания для его нравственного вразумления, например, тюремного заключения для воров, грабителей и убийц. Если преступник голоса своей совести не слушает, общественные предупреждения игнорирует, то пусть испытает внешнюю силу закона и насильственно будет остановлен. Пусть будет изолирован от общества, чтобы он не портил жизнь другим, чтобы не совершал дальнейших преступлений и тем окончательно не погубил свою душу.

Гнев допускается как необходимое средство для исправления согрешивших и для защиты обиженных. Так Спаситель негодовал на лицемерие фарисеев, с гневом выгнал торговцев из храма. Это – гнев…

7
*Евгения* сказал(а): …
8

«Вы чуть не убили меня и моего ребёнка! Вы что, не понимаете, что делаете? Как вы смеете, женщина? Да вы просто сумасшедшая!»

Это лишь несколько коротких заявлений из тех, что выкрикнула мне та дама, решив, что я её подрезала на дороге. Хотя на самом деле я её не подрезала. Я наблюдала за тем, как она остановила свою машину, вышла, двигатель не выключила, ребёнок сидит в машине, дверца широко открыта, а она направляется к моей машине. Она кричала, как умалишённая, неся какую-то бессмыслицу. Я попросила её успокоиться: «Вы меня с кем-то перепутали. Это вы меня сейчас подрезали своим гневом. Мадам, вы действительно хотите, чтобы ваша дочь видела, как вы себя сейчас ведёте? Какой пример вы ей подаёте? Успокойтесь!»

После того как она наконец уехала, у меня поднялось кровяное давление, моё сердце колотилось, а голова кружилась. Но я была так горда собой! Эта женщина повела себя агрессивно, а я нет, я сдержалась. Она вышла из себя, а я сохранила…

9
Если гнев грех, то как понять в Марка 3:5 — воззрев на них с гневом -? есть ли гнев праведный? Спрашивает Галина
Отвечает Александра Ланц, 11.04.2010

Доброго вам времени суток, Галина!

Библия довольно часто говорит о гневе, но она явно разделяет гнев Божий и гнев человеческий.

Божий гнев всегда…

1) …праведный (справедливый), т.е. его излитие всегда заслужено теми, на кого он излит (например, Пс.77:41-49; Рим.1:18)

2) …творит правду, т.е. его излитие всегда приводит к торжеству справедливости (например, Пс.55:6-10).

3) его излитие происходит только после долгого периода Божьего терпения и многих предупреждений (например, Пс.77:38; 2Петр.3:9), в тот момент, когда смерть и полное исчезновение от руки нечестивцев грозит Его детям, т.е. тем, кто всем сердцем предан Ему.

Стих, о котором вы спрашиваете, описывает нам гнев не человека, но Бога, при этом обратите внимание, каким чувством сопровождается выражение Его…

10

Ответ

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 5, 22). Давая эту новую заповедь, Иисус не отменил ветхозаветной заповеди не убивай, основанной на вечном законе любви, так как, осуждая даже только гневающегося на брата, Он, несомненно, осуждал и убийцу; кто достиг такого нравственного совершенства, что даже не гневается ни на кого, тот, конечно, и не убьет.

Мнения по этому поводу отцов церкви

В некоторых древних списках Евангелия нет слова напрасно; в них сказано, что всякий гневающийся на брата своего подлежит суду. Из древних толкователей Евангелия, Иустин Философ и Тертуллиан, по-видимому, руководствовались такими списками Евангелия, в которых не было слова напрасно.

Святой Иустин Философ в первой Апологии своей, представленной императору Антонину, царствовавшему с 138 по 161 г. по Р. X., говорит: «А о том, чтобы быть незлопамятными, услужливыми для всех и негневливыми, вот Его (Иисуса) слова:…

11

Гнев Божий

Гнев Божий – бесстрастное, имеющее в основании любовь, промыслительное действие Бога по отношению к отдаляющему себя от Него грехом, выражающееся в некоем наказании (от слова «наказ, наставление»), научении, вразумлении заблуждающегося, с тем, чтобы он, прозрев наставлением Божиим, исправил свою жизнь, покаялся и наследовал спасение.

Гневом Божиим называется также окончательное отвержение от Бога нераскаянных грешников на страшном суде, в соответствии с выбором их собственной воли в земной жизни.

1. Условность выражения «гнев Божий»
2. Смысл выражения «гнев Божий»
3. Наказание Божие – наставление свободных ко спасению
4. Источник промыслительного наказания – любовь Божия
5. Примирение

1. Условность выражения «гнев Божий»

По святоотеческому учению, само понятие «гнев» по отношению к Богу является условным и человекообразным. Божественное Откровение допускает употребление выражений, приписывающих…

12

Люди в сети (в том числе православной) постоянно предаются праведному гневу. Мы привыкли к этому сочетанию — “праведный гнев”. Но Писание сочетает слова “праведный” и “гнев” только применительно к Богу — Он праведен в Своем гневе. Мы — нет.

С таким же успехом мы могли бы предаваться, скажем, праведному воровству. Но поговорим об этом подробнее.

То, что нам открыто в Писании, постоянно входит в противоречие с тем, что признает нормальным окружающая нас культура. Это было так в I веке, и это так сейчас — мир, в котором мы живем, глубоко заражен грехом, и быть христианином — значит быть в прямом и буквальном смысле «не от мира сего». Не играть по правилам этого мира, и вообще не играть в его игры. «Выйти и отделиться» — в мировоззренческом, этическом, и эмоциональном смысле.

Одна из областей, в которой мы расходимся с миром — это этика в области пола. Другая — это отношение к гневу, ярости и насилию. Массовая культура насыщена блудом и насилием — по довольно…

13
Добрый вечер, Таня.

Может и гнев быть праведным. Вот что об этом говорит Старец Паисий Святогорец.

«Старца Паисия спросили духовные чада:
– Геронда, в одной стихире поется: «Яростию подвигшеся праведнейшею» (служба св.отцам Первого Вселенского Собора). Какая ярость или гнев являются праведнейшими?

И Старец ответил:
– Вопиять и гневаться от действительной боли, когда обижают других, — это «праведнейший гнев». Гневаться, когда обижают тебя самого, — это гнев нечистый. Если увидишь, что кто-то страдает за святыню, то значит, что у него есть ревность по Богу. И Христа ради юродивого можно так распознать. Если взять, например, икону и поставить её перед ним вверх ногами, то Христа ради юродивый сразу подскочит! Такой «тест» на юродивых. Итак, есть и праведное, по Богу, негодование, и только такое негодование оправданное. Когда Моисей увидел, как народ приносит жертву златому тельцу, он, вознегодовав, поверг на землю скрижали с заповедями, которые дал ему Бог, и…

14

Отличие Православного понимания спасения от протестантского

Самое главное наше отличие не в том, что у православных есть обряды, а у протестантов нет, и не в том даже, что мы придерживаемся опыта всей нашей исторической двухтысячелетней Церкви, а вы ведете свою историю начиная с протеста в XVI веке.

Самое главное наше различие — в понимании Бога, а, следовательно, и пути Бого — познания, по которому можно к Нему прийти.

Так боясь «страшных» догматов, из-за которых, по-вашему, невозможно общаться с Богом на прямую, вы, сами того не замечая, по уши погрязли в вашем единственном, однобоко-примитивном догмате, и приняли совершенно языческое, не религиозное — через опыт богопознания, а философски придуманное представление о Боге.

Вот ваш главный догмат: «…Христос заплатил за меня», — и теперь, по-вашему, я безгрешен и просто обречен на спасение. Проследим историю этого утверждения.

В начале Церковь была единой и, в основном, мученической. Именно…

Загрузка...
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: