Как вы оцениваете нынешний союз Государства с Православной Церковью? | Христианский портал мир вам

Как вы оцениваете нынешний союз Государства с Православной Церковью?

1

Сегодня часто говорят о том, что Церковь вмешивается в дела государства, что Церковь и государство срослись. Так ли это на самом деле? Какое правовое наполнение имеет положение об отделении Церкви от государства? Нарушает ли принцип светскости сотрудничество государства и Церкви в определенных областях? Каков опыт иных стран в выстраивании отношений между церквями и государством? Об этом рассуждает профессор Сретенской духовной семинарии Михаил Олегович Шахов.

Порознь, но в соработничестве

С точки зрения права, утверждение о том, что сегодня мы наблюдаем сращивание Церкви и государства, абсолютно неверно. Русскую Православную Церковь нельзя считать государственной. В тех странах, где Церковь государственная, правовые отношения между этими двумя институциями иные, чем те, которые установились в Российской Федерации сегодня. Примером того, что такое государственная Церковь, отчасти может служить Синодальный период в истории Русской Церкви…

2

Как могут повлиять недавние парламентские и будущие президентские выборы в Молдавии на отношения Церкви и государства в этой стране? Как Православная церковь может повлиять на дальнейшую судьбу отношений между Тирасполем и Кишиневом? На эти и другие вопросы в интервью порталу «Интерфакс-Религия» отвечает епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан.

— Как Вы оцениваете нынешние церковно-государственные отношения в Приднестровье?

— Начиная с августа 2003 года, они стали уже не столь безоблачны, как были раньше, потому что именно тогда по инициативе нынешнего уполномоченного президента Приднестровья Петра Заложкова от имени президента в Верховный Совет был дан на утверждение законопроект о религиозных организациях. Этот документ не столько давал большую свободу религиозным организациям (казалось бы, в духе времени), а, наоборот, ужесточал всемерный контроль государства, в частности, именно этого чиновника, над жизнедеятельностью религиозных организаций. По сути дела,…

3

9 июня 2008 г. 08:43

Настоящий документ, принимаемый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ также отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами.

Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Полноты Русской Православной Церкви в течение длительного исторического периода на канонической территории Московского Патриархата и за пределами таковой. Поэтому основным его предметом являются фундаментальные богословские и церковно-социальные вопросы, а также те стороны жизни государств и обществ, которые были и остаются одинаково актуальными для всей церковной Полноты в конце ХХ века и в ближайшем будущем.

I….

4

В многовековой истории Русской православной церкви явственно выделяются три основных исторических этапа:

– первый – при царизме;

– второй – при Советской власти

– и третий – в условиях современности.

Первые два этапа при всех своих существенных отличиях имели основную общую черту: кабальную зависимость церкви от государства, строгая подчиненность законам, диктат власти над церковью.

При царизме, при всех своих бесчисленных правах и привилегиях и высоком материальном обеспечении, церковь, как отмечал В. И. Ле-нин, была «в крепостной зависимости от государства». Во главе православной церкви стоял «Император как Христианский Государь, есть Верховный Защитник и Хранитель догматов господствующей веры» (Свод основных законов Российской империи).

От его имени непосредственно руководил церковью один из самых реакционных столпов царизма обер-прокурор Священного синода К. Победоносцев. в течение четверти века он держал в своих руках непосредственное…

5

Что случилось?

Синод Украинской православной Церкви Киевского патриархата 18 июня решил созвать объединительный собор, который должен пройти в ближайшее время. Цель этого собора — провозгласить создание единой Украинской православной Церкви. Сейчас большинство приходов в стране принадлежит Московскому патриархату. В случае создания новой украинской Церкви, они могут перейти к ней. Перспективы пока оценивать сложно, если процесс и начнется, то явно займет много времени. «Медуза» попросила филолога и публициста Андрея Десницкого объяснить, что к чему.

02

Разве православные на территории Украины не едины?

Нет. Большинство принадлежит Украинской православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Это автономная часть Русской православной Церкви во главе с патриархом Кириллом. УПЦ МП самостоятельна во внутренних делах, но все-таки подчиняется Москве. Кроме того, на территории страны есть Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП)…

6

Предстоятель Православной церкви в Америке митрополит Американский и Канадский Тихон, посетивший юбилейные торжества в честь 70-летия патриарха Московского и всея Руси Кирилла, рассказал в интервью РИА Новости о нынешнем уровне отношений между Церквами, президентских выборах в США, мерах по защите гонимых христиан на Ближнем Востоке и почитаемых русских святых на Американском континенте.

— Ваше Высокопреосвященство, как вы оцениваете нынешний уровень отношений между нашими Церквами, влияет ли на него политика? В каких вопросах есть взаимодействие, к чему еще стремиться?

— Между Православной церковью в Америке и Русской православной церковью очень конструктивные отношения. Я благодарен святейшему патриарху Кириллу за приглашение участвовать в праздновании его 70-летия в Москве. Мы имели очень плодотворную личную беседу о прочных отношениях двух Церквей. Эти отношения идут в глубокое прошлое, в те времена, когда Православная церковь Америки получила автокефалию от…

7

В Киеве состоялась конференция православной общественности Украины …

Накануне нового года в Киеве состоялась конференция православной общественности Украины, сообщили «Русской народной линии» организаторы. В ней участвовали представители Всеукраинской общественной организации (ВОО) «Православный выбор» и Всеукраинского Православного братства Александра Невского (председатель Ю.Егоров), Киевской общественной организации «Народный Собор» (председатель И.Друзь), СРН, Международной организации «Верное казачество» (председатель А.Селиванов), Винницкого Православного братства «Союз Георгия Победоносца» (председатель, Ю.Ковалев), представители общественной организации «Родительский комитет», а также православные активисты Житомира, Львова, Чернигова, Черкасс, Ровно, Харькова и других регионов Украины. В конференции также приняли участие представители православной общественности города Москвы. Перед началом работы конференции священник с участием всех присутствующих отслужил…

8
1

От редакции.

Мы публикуем “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви” (документ, широко называемый в печати “Социальной доктриной”), несмотря на то, что они опубликованы отдельной брошюрой, потому что считаем, что значимость этого текста такова, что он должен быть известен каждому православному христианину в России, будь он лицо духовное или мирянин. Поскольку наш журнал распространяется по подписке, доходя до самых отдаленных мест России, мы надеемся, что наши дальние читатели таким образом смогут ознакомиться с документом, совершенно уникальным не только для нашей страны, но и для Вселенского Православия.

Хотя “Основы” уже интенсивно обсуждаются в церковной и светской печати, мы не хотели бы спешить с их обсуждением. Публикация обширного текста рассчитана на два номера, и только по завершении ее возможен какой-то обмен мнениями. Но назовем предварительно две причины, по которым мы хотели бы обратить внимание читателей на этот документ Освященного…

9

«Служба коммуникации ОВЦС МП»: «Никаких принципиальных возражений против самой встречи Папы Римского и Патриарха Алексия II у нас не было и нет». Митрополит Кирилл ответил на вопросы германского информационного агентства «РУФО»

— Как оценивает Ваше Высокопреосвященство вклад Русской Православной Церкви в адаптацию россиян к непростым условиям постсоветского периода?

— Закат СССР я считаю исторической неизбежностью, а его драматичный распад — исторической катастрофой, в ходе которой многие народы, веками жившие вместе, были искусственно разделены. Великая держава, созидавшаяся из поколения в поколение, с ее уникальными, признанными во всем мире достижениями, оказалась обреченной на гибель вместе с коммунистической идеологией. Эта катастрофа коснулась не только деловых и культурных связей, экономической инфраструктуры. Разделения прошли по живой ткани человеческих семей, исковеркали тысячи судеб, породили множество очагов межнациональной…

10

Наверное, сегодня в России уже вряд ли найдётся человек, который бы не наблюдал очевидного факта всё более тесного сближения государства и Русской православной церкви, религии и политики. Однако из всеобщего признания этого явления ещё не следует однозначного согласия в его оценках. А вопросов действительно много. Например, союз государства и церкви — это благо или зло? Чему служит союз религии и политики: интеграции или дезинтеграции? Какое влияние оказывает их взаимодействие на судьбу России? Необходимо ли создание правовых условий для их разграничения? Допустимо ли «специальное» партнёрство светского государства с «избранными» религиозными объединениями? Несёт ли в себе угрозы возможная клерикализация государства?

Хотя для меня, как и многих других учёных, ответ на эти вопросы более чем очевиден, реальная политика, проводимая в нашей стране, вынуждает ещё и ещё раз ставить эти и подобные им вопросы и искать на них ответы. Чтобы общество, быть может, в последний раз…

11

Политическое православие представляет собой не религию, а религиозную идеологию, которая радикально отличается от исходной религии вплоть до прямых противоречий между ними. Религиозные идеологии свободно обращаются с догматикой и со священными текстами и склонны расширительно толковать понятие «религиозная принадлежность»

Как православие пришло в российскую политику и в чем состоит проект «православной цивилизации». Как следует оценивать риски политизации церкви в духе имперского строительства и до какой степени политические взгляды верующих контролируются государством. Зачем представители РПЦ рассуждают о том, что русские созданы для войны. О феномене политического православия «Новой» рассказал исследователь проблемы, религиовед Борис Кнорре, доцент Высшей школы экономики.

— В России появилось множество людей, которые заявляют свои политические лозунги, опираясь на православие. Как это стало возможным?

— Политизированные группы, примыкающие к…

12

Антон Степанов, РИА Новости Украина

Несмотря на то, что именно представители духовенства УПЦ были единственными, кто во время Майдана попытался примирить противоборствующие стороны, именно каноническая церковь стала костью в горле пришедших ко власти политиков. Захваты храмов, нападения на священников, травля в прессе — все это стало печальной реальностью для Церкви, которая имеет самую многочисленную паству в Украине.

Предоставлено пресс-службой народного депутата Александра Вилкула

О причинах войны против УПЦ и методах ее прекращения РИА Новости Украина рассказал один из ее прихожан, народный депутат от фракции «Оппозиционный блок», награжденный орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени Вадим Новинский.

Как можно объяснить происходящее вокруг УПЦ на протяжении последних двух лет? Ведь еще недавно сложно было представить, что власть фактически объявит войну канонической Православной церкви.

— В последнее время Церковь в…

Загрузка...
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: