Мешают ли знания вере?

1

Глава 1. ВЕРА И…

2
29. Эффективна ли вера без знания?

М

ессия — Сын Божий, пришел спасти мир и дать жизнь вечную уверовавшим. “Свет пришел в мир” (Иоанн 3:19), свет знания, свет Истины. Иисус Христос пришел на землю не только для того, чтобы умереть за наши грехи, взять их на Себя и дать жизнь вечную. Это было бы слишком простое решение проблемы греха. Если бы Он был послан только в качестве Агнца Божьего, то зачем же все предыдущее служение, зачем Ему ученики? Но, прежде всего, Он был Учителем, Который дает истинные знания. “Мое учение не Мое, но Пославшего Меня” (Иоанн 7:16).

Философия учит, что все знания относительны. Господь опровергает это заявление. В отличие от человеческой мудрости, о которой много говорится в Библии, Его знания истинны и абсолютны.

“Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Иоанн 8:31), “И познаете истину и истина сделает вас свободными” (Иоанн 8:32). Свободными от закона и греха, ибо Господь говорит:…

3

Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан открыто выступал против разума, провозглашал парадоксальный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженный утверждал, что задача богословия — познать в свете разума то. что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: «Верю и понимаю». Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.

Ф. Бэкон, выдвинув лозунг «Знание — сила», указывал, что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а не в потемках схоластики и в цитатах из священных книг. Уже в начале XX в. католическая церковь выдвигала положение о том, что вера не должна быть слепым движением души и что не может быть никакого действительного расхождения веры и знания, разума, так как все знания произошли от бога. Например, папа Пий XII неоднократно выступал с заявлениями о том,…

4

Разные виды веры

Ученых сплачивает в научное сообщество, как мы уже видели, приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее, верованию, что свойственно для верующих людей. Однако любой исследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами — определяемыми Т. Куном, предложившим это понятие для анализа развития науки, как набор убеждений, ценностей и техник, которые разделяются всеми членами данного научного сообщества.

Так как реальность, изучаемая ученым, необыкновенно сложна, он встает перед необходимостью выделять в реальности некоторые изучаемые области, исследуемые в первую очередь в соответствии с критериями научной истины. Этот выбор осуществляется на основе научной парадигмы, господствующей в науке в данный момент времени, и основанной на использовании некоторых априорных убеждений, фундаментальных метафизических установок относительно человеческого бытия.

5

Владимир Легойда

Никогда не забуду, как одна знакомая с жаром пыталась объяснить мне, почему она не сможет стать православной: «Понимаешь, — говорила она, — я — человек свободный. А православные догмы сильно ограничивают мою свободу, не дают мне дышать. А я не желаю, чтобы кто-то или что-то мою свободу ограничивало. Человек, его свобода выше любых правил и норм, которые ведь тоже, согласись, устанавливаются людьми».

Я согласился, но позволил себе задать ей один невинный, но логически вытекающий из такой пафосной речи вопрос: Какие именно православные догмы и в чем ограничивают ее свободу. Вопрос Ольгу (так звали девушку, которая, между прочим, тогда заканчивала серьезный московский вуз по гуманитарной специальности) явно застал врасплох. Я решил ей помочь и спросил, какие вообще православные догматы она знает («Давай вспомним, какие есть, тогда легче будет разобраться, что же конкретно мешает твоей свободе!»). Она долго думала, хмурила лоб, а потом неуверенно сказала:…

6
Совместимы ли вера и знания?
Совместимы ли вера и знания? Гармонична ли гармонь в руках священника? Об этом ведущий программы «С христианской точки зрения» Яков Кротов говорит с одним из лидеров российского атеизма писателем Евгением Понасенковым. «Радио Свобода», 31 августа 2014г.

Похожее

Евгений Понасенков

В конце концов, это всего лишь день рожденья, одним ребеночком в мире стало больше, почему же в некоторых странах даже убирают изображения Рождества с улиц? Об этом в программе Якова Кротова «С христианской точки зрения» разговор с атеистом, историком и публицистом Евгением Понасенковым.

Об этом в программе Якова Кротова «С христианской точки зрения» говорят атеист Евгений Понасенков, пастор Андрей Петров, сотрудник «Католической энциклопедии» Владимир Лупандин.

Ричард Докинз

Документальный фильм о религии, рассматривающий религию критически. Ведущий и сценарист Ричард Докинз ставит под сомнение полезность и…

7
obozrenie Среда, 20 Февраля 2013 г. 13:51 (ссылка)

Прямой эфир по такой непростой, но уже не одно столетие обсуждаемой теме «Наука и вера» прошел, как писали когда-то в советской печати, «в атмосфере уважения и дружеской дискуссии». на самом деле дискуссии-то не получилось именно потому, что не хватало интерактива со слушателями. Говорили мы и великом «мученике» Джордано Бруно, который к науке-то, собственно, не имеет никакого отношения, говорили и о синдроме Галилея, и даже о моем любимом Парацельсе. Но главное мы поговорили о том огромном количестве мифов, которое окружает эту тему не одно столетие.

Кто пропустил, но очень хочет послушать передачу — добро пожаловать на сайт радио «Новая жизнь». Или вы можете послушать передачу у меня в блоге. Как обычно, буду рад вашим отзывам и комментариям, для меня правда очень важны отклики радиослушателей, ведь именно для вас я и делаю передачу.

obozrenie Вторник, 19 Февраля 2013…

Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: