Устная Тора достаточно достоверна, ведь она устная?

1

Еврейский народ существует уже более трех тысяч лет. Его образ жизни и философия, моральные нормы и календарь, обучение детей и взгляд на историю – все это и многое другое объединяется понятием «еврейская традиция». Когда говорят о еврейской традиции, имеют в виду нечто существенно отличное от того, что называется национальной традицией у других народов – древних и молодых. Почему?

Нет никакого сомнения, что существует, скажем, французская, венгерская или корейская национальная традиция. Но невозможно четко ответить на вопросы: «Что является источником французской (венгерской, корейской) традиции и с какого момента можно отсчитывать начало этой традиции?».

Основа традиции

Еврейская же традиция, в отличие от других, имеет свой конкретный источник – Тору. И религиозные, и нерелигиозные евреи соглашаются, что Тора – основа еврейской традиции, хотя и не все одинаково ревностно следуют этой традиции в повседневной жизни.

Еврейская традиция называется на языке…

2

Раввин Ури Амос Шерки

Введение в Устную Тору

Часть 1

Лекции раввина Ури Шерки в иерусалимской ешиве «Махон Меир», перевод и примечания — Ontario14

От переводчика:

Перед вами перевод первых четырех(из более чем 30-ти) лекций годового курса рава Ури Шерки «Введение в Устную Тору»(другое название — «Путешествие по еврейской библиотеке»), прочитанной им в 2007-2008 гг в иерусалимской ешиве «Махон Меир». Переводчик составил примечания, обозначил интонации лектора специальными шрифтами, подчеркиваниями и смайликами.

Пропущены вопросы, на которые лектор отказался отвечать из-за того, что они не по теме.

Переводчик благодарит Бориса Дынина и Марка Фукса за оказанную помощь.

***

Лекция первая: «Введение во введение»

Сегодня мы начинаем цикл лекций, который я читаю где-то раз в два года. Тема наиважнейшая — «Введение в Устную Тору».

Что означает «Введение»? Мы будем заниматься, в…

3

Устная Тора и отношение к раввинистической традиции в иудаизме и христианстве

Учение об устной Торе всегда было одним из ключевых компонентов иудейской законодательной традиции. Согласно определению, данному в Еврейской энциклопедии (английское издание), термин «устная Тора» определяет набор заповедей и установлений, которые Бог дал Моисею на Синае в дополнение к тому, что написано в Пятикнижии.

Однако на протяжении последних двух столетий устная Тора стала объектом противоречий не только в иудаизме, но и в христианстве. В современном иудаизме дискуссия по поводу устной Торы ведётся с середины XIX века, когда в иудаизме началась эпоха просвещения (хаскала) между евреями, принадлежащими к реформистскому и консервативному течениям в иудаизме и традиционными ортодоксами.

Как ни странно, но среди христиан устная Тора стала предметом критики со стороны тех верующих, которые соблюдают субботу и принимают авторитет Закона. Для этих христиан устная Тора является…

4

Алтер Ребе — основатель хасидизма Хабад — был младшим и любимым учеником Великого Магида. Учитель велел юноше составить новую редакцию hалохического кодекса «Шулхан орух». Из этого огромного труда до нас дошла некоторая часть глав (несколько из них — в двух разных редакциях). Тот, кто не получил в детстве полноценного еврейского воспитания и восполняет пробелы в образовании в зрелые годы, с интересом прочтет главу об изучении Торы.

На том, кого отец не учил Торе в детстве, лежит обязанность самостоятельно изучать Тору, как сказано в книге «Дворим»: «…изучайте… и старайтесь исполнять…»

Изучение Торы должно быть полным и систематическим и охватывать как Письменную, так и Устную Тору, ведь сказано: «все заповеди».

Приступая к занятиям, взрослый человек не должен следовать программе, по которой учатся обычно дети и подростки. Он не может (подобно детям) отложить на более поздний период изучение Талмуда, ведь никто не знает, сколько ему осталось жить. Поэтому…

5

Язык Яфета в шатрах Шема

Комментированный Хумаш в новом русском переводе

Менахем Яглом, Меир Левинов

Учение заповедал нам Моше, наследие общине Яакова.

Дварим, 33:4

В ближайшее время в серии «Библиотека еврейских текстов» издательство «Лехаим/Книжники» выпускает новый русский перевод Хумаша, подготовленный коллективом переводчиков Института перевода еврейских текстов под редакцией раввина Ишаи Гиссера.

Предвосхищая это значительное в среде русскоязычного еврейства событие – результат кропотливой работы ряда лет, – мы предлагаем вниманию читателей исследовательский текст, открывающий новое издание.

Тора – это не книга об истории народа Израиля и не сборник законов, собранных в разные времена и записанных для того, чтобы о них знали грядущие поколения. Тора была создана до Сотворения мира, она, по выражению наших мудрецов, – «записная книжка» Всевышнего.

Тора говорит: «Я была орудием Святого Мастера, благословен…

6

Еврейские книги и их изучение

Различают Тору Письменную (Тора шебихтав) и Устную (Тора шебеалпэ). И та, и другая были даны Вс-вышним Моше-рабейну на горе Синай, и они составляют единое целое. Без пространных объяснений Устной Торы невозможно понять и исполнять Письменную Тору, Тора Письменная изначально, как это видно из ее названия, существовала в виде письменного текста определенной формы – то есть книг. Что же касается Устной Торы, то ее большая часть существовала и существует не в книгах, то есть не в виде законченного текста, а как море еврейской мысли, передаваемой из поколения в поколение – включая «то, что скажет мудрый ученик своему учителю». Тем не менее, когда существовала угроза потерять что-то из еврейского наследия, многие части Устной Торы записывались – и сегодня существуют целые библиотеки еврейских книг, содержащих письменную и устную традиции народа Израиля.

Число этих книг огромно, и в своей совокупности они отражают то, что Вс-вышний открыл…

7
Устная Тора: существовал ли запрет на ее запись?

Представление об «устной Торе» является одной из основополагающих концепций раввинистического иудаизма: откровение Бога на Синае включает в себя не только «письменную Тору», зафиксированную в Библии, но и соответствующий свод устных преданий. Только с помощью последних Библия могла стать настолько универсальной, а данные Богом правила жизни — приложимыми к каждой конкретной ситуации (см. в связи с доктриной двух Тор историю с Гиллелем и Шаммаем в АРН B 29, Sch. 61f.; ВТ Шаббат 31а). Нет сомнений в том, что устная традиция существовала параллельно с Писанием уже в библейский период, и уж тем более в последующее время. Здесь нам необходимо выяснить практическое значение термина «устная Тора» (который также – и прежде всего – включает в себя раввинистическую литературу). Содержит ли этот термин указание на характер передачи традиции — исключительно устно, но не в письменной форме? Или же он призван только провести различие с Библией?…

8

Чем же отличается Тора от Талмуда? Это первый из вопросов. заданных на недавно открытой страничке «Вопросы и ответы…» Краткий ответ, выставленный там же, (см. здесь ) не шибко информативен. Потому развернем его здесь.
В самом деле, полезно начать с этого вопроса, действительно не очень-то понятного для нерелигиозных евреев, но являющегося одним из основных в иудаизме, просто лежащим в его основе.

Священное Писание для евреев не просто объект поклонения. Нет, это прямое руководство к действию. Отличие иудаизма от других, даже монотеистических религий, именно в том, что здесь во главу угла ставится не простое поклонение, не безоглядная вера, не словеса почитания. Хотя все это и в иудаизме имеет место, но оценивается человек все-же не по истовости молитв, не по высоким словам, а по делам – насколько его дела, его поступки соответствуют высшим установкам.Эти установки прописаны в Торе, но Тора сама по себе – очень сжатый конспект, до предела сжатый. Как в таком случае она…

9

Перед Вами электронная версия книги А. Штейнзальца «Мудрецы Талмуда».
Подробнее об издании этой книги и возможности ее приобретения – здесь.

Рав Аши возглавлял талмудическую академию в Суре. Он считается главным доставителем Вавилонского Талмуда. Талмуд не был окончательно завершен при жизни рава Аши. На его страницах имя рава Аши упоминается в ряду трех выдающихся мужей в истории Израиля, соединявших в себе мудрость Торы с человеческим величием и высоким социальным положением. Каждому из них в свое время принадлежала верховная власть над еврейским народом: От дней Моше-рабейну до рабби Иеѓуды ѓа-Наси не найдем Торы и величия в одном месте, и от дней рабби Иеѓуды ѓа-Наси до рава Аши не найдем Торы и величия в одном месте (1)*. Как правило, на протяжении еврейской истории бразды политического правления и ключи от Торы пребывали в разных руках. Подобное разделение не обязательно являлось следствием политического умысла. Порой оно проистекало просто…

Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: