Монашество — явление, непонятное большинству. Это не удивительно, ведь образ жизни монаха стоит вне мира, принципиально отмежевавшись от всего, что миру привычно и естественно. И мир не способен понять того, кто сознательно стремится за его пределы.
Но испытующие с благим настроем могут приблизиться к пониманию смысла монашества. Для этого необходимо уяснить, как в Православии понимается слово «грех».
Современное общество уверено, что грех — это некая вина перед Богом, в которой нужно «каяться». При этом и само понятие покаяния часто не осознается адекватно.
В православном же богословии термин «грех» имеет несколько значений:
Личный грех — сознательное нарушение воли Божией отдельно взятой личностью. Прародительский грех — личный грех Адама и Евы в Раю. Родовой грех — следствие греховной жизни семьи, рода, особые склонности к каким-либо страстям членов одной семьи.
Есть нечто существенно общее между браком и монашеством. Это не два противоположные пути, но два пути, которые во многом близки один другому. Человек как индивидуум — существо не вполне полноценное, он реализуется как личность лишь в общении с другим. И в браке восполнение недостающего происходит через обретение второй половины, второго «я», через обретение другого. В монашестве этим «другим» является Сам Бог. Тайна монашеской жизни заключается в том, что принявший монашество целиком ориентирует свою жизнь на Бога. Человек сознательно и добровольно отказывается не только от брака, но и от многого другого, доступного обычным людям, чтобы максимально сосредоточиться на Боге и посвятить Ему всю свою жизнь, все свои помыслы и дела. И в этом смысле монашество близко к браку.
«Тайные» постриги совершаются и сейчас,вот только вопрос об их необходимости в православных кругах не всегда вызывает одобрение.Гораздо чаще в наше время распространена традиция «монаха в миру», когда человек в постриге живёт дома, ходит в храм по силам и возможности, посещает обычные для мирского человека места. В основном,это женское преимущество (из мужчин встречала только о.Рафаила и его папу(не знаю имени в постриге),и то,кажется,о.Рафаил числится в штате ОП).По благословению духовников, женщины, как правило не могущие по своим физическим силам жить при обителях, принимают постриг и продолжают жить в миру.Есть среди них очень внимательные и добрые люди.Но,как это ни печально, часто встречаются очень странные личности.Знаю таких монахинь не одну и не двух,поэтому говорю о вполне реальных вещах.Кто-то «бегает» за батюшкой, выпрашивает постриг, в назначенный день просто «просыпает» время пострига (и так до трёх раз).
Монах в переводе с греческого означает – одинокий, уединенный. По официальным энциклопедическим источникам это — член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве.
Есть и более продвинутые, раскрывающие более или менее философский смысл определения:
«Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы со внутреннею, не суть монахи. …Монах — значит уединенный: кто не уединился в самом себе, тот еще не уединён, тот ещё не монах, хотя бы и жил в уединённейшем монастыре.»
Тем не менее, для большого числа пытливых искателей понятие монашества окружено ореолом тайны, как и многое другое в нашу смутную эру беспредельной лжи. Всё же давайте попробуем найти хоть какой-то понятный (с человеческой точки зрения) смысл в этом явлении, не прибегая к передергиваниям, подменам и прочим профанациям.
В IV веке, при императоре Константине Великом, христианство стало государственной религией Римской империи. В результате этого в христианской среде стали появляться новообращенные язычники, чей образ жизни был далек от чистоты веры. Тогда некоторые ревностные христиане, удаляясь от мирских соблазнов, стали уходить в пустыни. Так было положено начало монашеству или по-русски иночеству, то есть иному, духовно совершенному образу жизни.
О том, что же такое монашество, мы беседуем с игуменом Игнатием (Душеиным), благочинным VIII округа Калужской епархии.
— Отец Игнатий, как правильно переводится слово «монах»: «один», «одинокий» или «единое»?
— Думаю, правильнее будет сказать «уединенный». Не одинокий, в смысле отсутствия компании, а уединившийся от мира и суеты.
Пострижение в монашество принято относить к числу обрядов, хотя древние церковные авторы (Дионисий Ареопагит, Феодор Студит) называли его Таинством и включали в число Таинств. пострижение в монашество, подобно крещению, является умиранием для прежней жизни и возрождением в новое бытие; подобно миропомазанию, оно является печатью избранничества; подобно браку, оно есть обручение Небесному Жениху — Христу; подобно священству, оно — посвящение на служение Богу; подобно Евхаристии, оно — соединение с Христом. Как при крещении, при пострижении человек получает новое имя и ему прощаются все грехи, он отрекается от греховной жизни и произносит обеты верности Христу, сбрасывает с себя мирскую одежду и облачается в новое одеяние. Заново рождаясь, он добровольно становится младенцем, чтобы возрастать в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4,13).
Как стать послушником монастыря?
В монашестве человек приносит Богу обеты, это очень серьезный шаг, обратного пути уже нет. Чтобы не произошло ошибки, человека длительное время испытывают. Для этого в монастыре есть несколько степеней монашеской жизни, это последовательное восхождение к монашеству, вот они:
Первый чин – это трудник, человек, который просто приехал познакомиться с монастырем, поработать во Славу Божью, то есть бесплатно, не за деньги.
Монашество Тот монах, кто живет для Бога, и притом для Него одного.
На заре зарождения христианской Церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь. Они удалялись от мира, чтобы полностью посвятить себя подвигам молитвы и воздержания. Такие люди назывались аскетами или подвижниками.
Примеры такого образа жизни есть в истории Ветхого и Нового Заветов. Сам Господь Иисус Христос удалялся в пустыню для поста и молитвы. Первым монахом принято считать святого Пророка и Предтечу Господня Иоанна Крестителя. Иоанн вел в Иудейской пустыне строгую жизнь подвижника: он «имел одежду из верблюжьего волоса, а пищею его были акриды и дикий мед».
Подобно святому Иоанну Крестителю многие христиане, удалившиеся от мира становились отшельниками или пустынниками. Это явление стало быстро распространяться в начале четвертого века.
В IVвеке, при императоре Константине Великом, христианство стало государственной религией Римской империи. В результате этого в христианской среде стали появляться новообращенные язычники, чей образ жизни был далек от чистоты веры. Тогда некоторые ревностные христиане, удаляясь от мирских соблазнов, стали уходить в пустыни. Так было положено начало монашеству или по-русски иночеству, то есть иному, духовно совершенному образу жизни.
О том, что же такое монашество, мы беседуем с игуменом Игнатием (Душеиным), благочинным VIII округа Калужской епархии.
Отец Игнатий, как правильно переводится слово «монах»: «один», «одинокий» или «единое»?
Думаю, правильнее будет сказать «уединенный». Не одинокий, в смысле отсутствия компании, а уединившийся от мира и суеты. Под словом «мир» следует понимать не человеческое общество (иногда духовно цветущие монастыри находились в столичных городах), а, как пишут святые отцы, «совокупность страстей».
В первые века епископами могли быть люди, имевшие жену и детей. Св. апостол Павел в 1-м послании к Тимофею говорит, что епископ должен быть непорочен, одной жены муж (1Тим.3:2). Разрешение это можно объяснить только обстоятельствами того времени. В 1-м послании к Коринфянам самым определенным образом выражена мысль, что служитель Церкви не должен иметь житейских попечений: Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви; а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене (7:32-33). Ради служения Господу сам апостол остался безбрачным (1Кор.7:8). Блаж. Феодорит говорит, что апостол принужден был выказать подобное снисхождение по отношению к епископам, т.е. допустить им иметь одну жену, потому что проповедь Евангелия была только в зародыше: язычники не имели понятия о девстве, иудеи же и не допускали его, так как рождение детей считали благословением.
— За годы, проведенные в монастыре, понима ешь, что я натворила в своей жизни, сколько принесла горя своим близким, через которых я просто переступила. Кажется, что выбранный мною путь мне не по силам. А самое главное, что все, что я сделала другим, вернулось мне сторицей.
— Будет ли вам лучше в миру? Сомневаюсь. Желаю вам победить искушение и остаться в монастыре. Что касается родных, через кото рых вы «переступили», то роднее для нас должен быть Бог. Когда человек вступает в монас тырь и ведет правильную духовную жизнь, то есть находится в послушании и молитве, то Господь вместо него посылает ангела его род ным сохранять и помогать им ради монашес кого подвига того, кто посвятил себя Богу. Призываю на вас Божие благословение.