Знаете, чем отличается школьник от паломника? Школьник уверен, что если его учеба когда-то началась (например, 1 сентября), значит, она когда-то закончится. Паломник уверен, что его учеба, его молитвенное возрастание в Боге длится всю жизнь.
По поводу учебы длиною в жизнь хочется процитировать лидера группы «ДДТ» Юрия Шевчука: «У размышляющего, думающего человека всегда идет поиск. В этом нет ничего плохого. Ведь на самом деле все дороги ведут к храму». О сути паломничества «Сегодня» рассказал архиепископ Запорожский и Мелитопольский, владыка Лука.
СУТЬ ПАЛОМНИЧЕСТВА
— Владыка, зачем нужны паломнические поездки?
— Паломнические поездки необходимы, в первую очередь, чтобы человек мог прикоснуться к святыне. Вообще, паломничество — это один из видов подвига, который верующий человек может совершить ради Христа. Ведь отправившись в нелегкий путь, мы от чего-то отказываемся: устроенного быта, комфорта. Человек сознательно лишает себя чего-то ради веры.
Зачем паломничать в монастырях?
Всякий человек хотя бы раз в жизни лишал себя чего-то ради ближнего: одалживал деньги, нужные самому, помогал старому или больному, терпел несносного человека. И при этом чувствовал благодать, наполняющую душу. Безвозмездная работа на Церковь сопровождается такими же дарами Божиими. По той радости, которую испытывает человек, с работой на Церковь не сравнится ни одно дело и тем более — ни одно удовольствие. Хотя речь идет и о восстановлении или строительстве приходских храмов, чаще всего паломнику удается потрудиться в действующих монастырях просто по причине большей обустроенности последних для приема паломников.
Из собрания писем валаамского схиигумена Иоанна (Алексеева) «Загляни в свое сердце»: «Монастыри служат для мирян тихой пристанью от волнений житейской суеты: приезжающие сюда отдыхают и возрождаются духовно, ибо в монастыре течение жизни другое, в сравнении с миром, и это очень успокоительно влияет на приезжающих».
Святые места… Как тянется к ним душа верующего человека! Как всегда хочется, при взгляде на карту России, кругом съездить, помолиться во всех храмах, приложиться ко всем мощам, погрузиться в ту удивительную атмосферу молитвы и спокойствия, которая царит в монастырях. Но куда в первую очередь поехать, всегда ли паломничество на пользу, какие искушения могут быть – эти вопросы мы решили задать священнику Михаилу Михайлову.
«Господь не заповедовал путешествия в Иерусалим как добраго дела… Перемена места не приближает к нам Бога. Где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такова, чтобы Господь мог вселиться в тебя» Свт. Григорий Нисский.
– Батюшка, каковую духовную пользу приносит паломничество, и может ли оно принести духовный вред?
– Паломнические поездки, конечно, должны быть. Но они должны быть в меру, у православного человека не должно быть такой цели – за полгода объездить такое–то количество монастырей.
Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Множество фирм, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья. Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием? Об этом размышляет в своей статье настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).
Сцена, ставшая привычной для многих священников. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает: «Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете?» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут… Здоровья нет…. Исцелиться хочу, говорят, помогает» – вот самые распространенные мнения по этому поводу.
Зачем люди совершают паломничество
Зачем люди едут в путешествие? Откуда в них эта постоянная «охота к перемене мест»? Есть разные ответы на этот вопрос. Одни путешествуют для того, чтобы получить наслаждение, порадовать «себя, любимого» еще чем-нибудь. А другие ездят для того, чтобы в иной, новой обстановке, отключившись от постоянной суетности материального, познать себя, а через себя — весь мир. Недаром говорят: «Лицом к лицу лица не увидать». Даже самого себя очень трудно увидеть в суете сменяющихся будней.
Любовь к монастырям и святым местам вызвала у русских людей обычай, который называется — странничество или паломничество. Множество русских людей, мужчин и женщин, старых и молодых, с котомкой за плечами, с посохом в руке и с молитвою на устах, терпеливо во всякое время года шли из одного монастыря в другой. Они часто несли туда свое горе и в стенах обители находили помощь, отраду и утешение. Многие предпринимали паломничество в Святую Землю – Палестину и др. дальние места.
Наши предки сознавали, что монастыри являются рассадниками веры и духовного просвещения, что они являются оплотом Православия, без которого не могло бы быть и самой Руси.
Православие, в лице Церкви, создало русское единство, явившееся как следствие религиозного единства, создало общерусскую письменность, общерусскую историческую науку и духовно-нравственный закон.
Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.
Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия – так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу.
Русский стиль путешествий был другой. В путь отправлялись, взяв с собой запасную обувь, обычно лапти, да котомку с чесноком и солью, — хлеб добывали по дороге, разве что краюшку или немного сухариков брали на черный день. И шли неспешно, от города к городу, от монастыря к монастырю. Это было паломничество ради духовного обогащения. Есть замечательная книга: «Инока Парфения путешествие по монастырям России, Малороссии, Валахии, Святой горы». Он прошел весь этот путь.
Среди паломников можно встретить людей, которые крайне редко посещают храмы, многие едут посмотреть святые православные места, намоленые годами и веками монахами. Всё, что приходит в голову — это то, что коснулся Господь их сердца и подтолкнул к началу духовного развития. У каждого свои мотивы: одни просто хотят отвлечься, куда-либо поехать, другие едут просто путешествовать. Паломнические поездки всегда стоят дешевле, чем экскурсионный тур. Ведь это не бизнес проект, у него другая цель – т.е. если человек после паломнической поездки придёт в храм — это будет для нас самая большая заслуга. Многие люди едут, чтобы покланяться и прикоснуться к дорогой ему сердцу святыне.
Крит – один из самых популярных европейских курортов.
В I веке здесь проповедовал апостол Павел со своим учеником Титом. Когда апостол покидал эти земли, он оставил вместо себя ученика, рукоположив его в епископа. Честная глава Тита – драгоценная святыня здешних мест. Она хранится в столице Крита – Ираклионе, в соборе Святого Тита. Во время турецкого нашествия глава была перевезена в Венецию и лишь в 1966 году, спустя несколько веков, вернулась на родину.
В 25 километрах от Ираклиона находится древнейший монастырь – Панагия Палиани, известный по летописям с 632 года. Основание обители связано с чудом явления иконы.
На вопрос, что такое паломничество, однозначного ответа не существует. В словарях дается самое общее определение — «посещение святых мест». Благочестивый обычай совершать путешествия для поклонения святыням существует у христиан уже много веков. Какие цели ставят перед собой верующие люди, отправляясь в дальний путь, часто сопряженный с трудностями и неудобствами? Где проходит грань между паломничеством и туризмом? Для чего посещают святые места?
Обычно приводят два объяснения: потому что молитвы на святых местах имеют большую силу или потому что паломничество совершается по обету. И в том и в другом случае человек как бы заключает определенный договор с Богом. Я потрачу деньги и силы, буду терпеть неудобства, а Ты дай мне по моей молитве то-то и то-то. То есть паломничество происходит по взаимной договоренности между Богом и человеком. И Господь принимает такую жертву.
Своими размышлениями специально для читателей нашего сайта поделилась староста молодежного отдела храма Вознесения Господня города Екатеринбурга Евгения Новосельцева.
Современная девушка, которая, несмотря на большую загруженность и активный жизненный ритм, старается как можно чаще бывать на святых местах, расскажет и о любимом месте на карте своих маршрутов – Верхотурском монастыре.
«Зачем люди ездят в паломнические поездки? Одни – от какого-то большого горя, чтобы найти себе утешение и помощь, другие, напротив, от радости, благодарности Богу. Еще одна причина – желание поклониться святыне. На Руси паломников так и называли – поклонники. В былые времена существовала традиция совершать паломничество в знак покаяния, несения епитимьи за какие-то грехи. А если вспомнить, что тогда люди до святых мест (например, до Иерусалима) ходили пешком, этот нелегкий труд становится в глазах современного человека бесценным.