Среди крылатых выражений есть те, чье значение со временем видоизменялось. К ним относится и это: «блажен, кто верует». Широкому кругу обывателей оно известно из произведения «Горе от ума» А. Грибоедова, но использовал его учитель из Назарета намного раньше, на заре нашей эры.
Содержание
В устах Чацкого
Все, кто читал бессмертное произведение Александра Грибоедова «Горе от ума», помнят яркий образ Александра Чацкого. Молодой человек — максималист, умный и глубокий, честный и прямой, искренне удивлен тому, как могла Софья полюбить другого, и кого — Молчалина, глупого и двуличного карьериста.
Приехав в Москву и первым делом посетив дом Фамусова, Чацкий понимает, что ему не очень-то и рады, и высказывает эту претензию Софье. Она же отвечает, что, мол, ждали каждый день, каждый шорох, каждый гость вызывал надежду. У Чацкого нет времени и, наверное, желания размышлять о том, насколько искренни эти слова. И тогда автор вкладывает в его уста выражение, вполне…
и ни одной «блаженны верующие».
Ближе всего евангелие от Матфея
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Т.е. либо нищие духом, либо изгнанные за правду.
А вот гугл по словосочетанию «блаженны верующие» отсылает к словам Аллаха.
Получается, что subj. сравним с «аллах акбар — воистину акбар». Но ведь употребляется subj. как правило не в ироничном смысле.
Откуда же оно…
Чацкий: Блажен, кто верует…
Блажен, кто верует (полная фраза «блажен, кто верует. Тепло ему на свете») — счастлив тот, кто строит свои отношения к чему-то или с кем-то на основании сердечной привязанности, влечения, бездумного, некритичного доверия, а не умственной работы, суть которой в анализе фактов и поступков, плюсов и минусов, достоинств и недостатков. Выражение из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
София
Ах! Чацкий, я вам очень рада.
Чацкий
Вы рады? в добрый час.
Однако искренно кто ж радуется эдак?
……..
София
Всегда, не только что теперь. —
Не можете мне сделать вы упрека.
Кто промелькнет, отворит дверь,
Проездом, случаем, из чужа, из далека —
С вопросом я, хоть будь моряк:
Не повстречал ли где в почтовой вас карете?
Чацкий
Положимте, что так.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
(«Горе от ума», действие 1, явление 7)
Кто ещё блажен?
— «Блажен муж,…
Блажен, кто верует, тепло ему на свете! — Из пьесы «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795 1829). Слова Чацкого (действ. 1, явл. 7). Вероятно, это выражение представляет собою парафраз из Евангелия от Марка (гл. 16, ст. 16): «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Иронически … Словарь крылатых слов и выражений
Блажен, кто верует, — тепло тому на свете! — Блаженъ, кто…
Эти слова были произнесены главным героем пьесы Чацким (действие первое, явление седьмое). Скорее всего данная фраза является неким парафразом из Евангелия от Марка (глава 16, строка 16). «Кто станет верить и креститься, то спасён будет»
Данное выражение имеет иронический подтекст и обозначает людей, которые безосновательно и чрезмерно доверчивы, или тех, кто пребывает в мечтах о своих радужных планах и больших надеждах.
«Чацкий
Положимте, что так.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
(Грибоедов «Горе от ума»)
Читайте ещё: значение символа Троицы
Блаженный — это понятие, было заимствовано из старославянского, и в историческом процессе несколько раз меняло свой смысл – ведь появилось…
Нагорная проповедь Христа – это событие из Евангелия, когда Господь дал Свой новозаветный закон, главные заповеди христианства. Они являются концентратом всего учения христиан, вечной небесной истиной, не подвластной времени и актуальной для человека из любой культуры и страны. Христиане, как те, кто стремится к бессмертию, стараются усвоить непреложные законы добра, которые «не пройдут» (Мк 13:31). Все конфессии без исключения убеждены в толковании заповедей Блаженства – они ведут человека в рай.
Заповедей Блаженства всего девять, но они составляют лишь часть Нагорной проповеди, которая имеет колоссальное значение в учении христиан. Проповедь подробно изложена в 6 главе Евангелия от Луки и, кроме изложения заповедей, включает свод емких тезисов, которые часто можно услышать в народе: «вынь прежде бревно из твоего глаза», «не суди и не судим будешь», «какою мерою мерите, такою же отмерится и вам», «всякое дерево познается по плоду своему» – все эти обороты русской…
Вопрос:
Пожалуйста, объясните, как понять слова Иисуса из Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное»? Как понять выражение «нищие духом»? Мы читали, что нищие духом — это те, кто отказывается от славы и честолюбия сего мира, но остается непонятно, почему таких людей называют «нищими духа»?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
В святоотеческом толковании под нищим духом однозначно понимается тот, кто стремиться стяжать важнейшую христианскую добродетель – смирение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые бояться и трепещут заповедей Божиих, которых через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: “на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на…
431. ЧТО НУЖНО, КРОМЕ МОЛИТВЫ, ДЛЯ УТВЕРЖДЕНИЯ В НАДЕЖДЕ СПАСЕНИЯ?
Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединять собственный подвиг для достижения блаженства. Об этом говорит Сам Господь: Что вы зовете Меня: “Господи! Господи!” и не делаете того, что Я говорю (Лк 6:46). Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного (Мф 7:21).
432. ЧТО ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ РУКОВОДСТВОМ В СОБСТВЕННОМ ПОДВИГЕ?
Руководством в нашем подвиге может быть учение Господа Иисуса Христа, в краткой форме изложенное в Его заповедях о блаженстве.
433. КАК ЧИТАЮТСЯ ЗАПОВЕДИ О БЛАЖЕНСТВЕ?
Заповедей о блаженстве девять:
1. Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.
2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.
3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
5. Блажени…
В христианстве же существует иной кодекс отношений человека и Бога, который принято называть заповедями блаженства (Мф 5:3-12), о которых современный человек знает куда меньше, чем о ветхозаветных заповедях. В чем их смысл?
О каком блаженстве идет речь? И в чем различие ветхозаветных и новозаветных заповедей?
Об этом мы побеседовали с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым.
— Сегодня слово «блаженство» для многих означает высшую степень наслаждения. Предполагает ли Евангелие именно такое понимание этого слова или вкладывает в него какие-то иные смыслы?
— В святоотеческом наследии есть один общий тезис,…
«Я 23 года работаю в финансовом секторе на Украине. И 23 года слышу о дефолте на Украине. С тех пор как были выпущены первые казначейские обязательства. И ни разу страна его не допустила».
Виктория Гонтарева, глава НБУ
Это не просто эпиграф. Это комментарий главы Национального Банка Украины к заявлению Андерса Аслунда, старшего научного сотрудника Института мировой экономики, о том, что Украина находится на пороге дефолта.
При этом никто не спорит с тем, что кредитный рейтинг ССС-, который сейчас присвоен экономике Украины, действительно преддефолтный. По мнению официального Киева, предоставление кредита Международным валютным фондом свидетельствует о том, что в мире верят в перспективы украинской экономики. Однако в подобные «перспективы» массово перестают верить в самой Украине.
Еще в середине лета, 1 июля текущего года, в нашей стране на 40% увеличилась стоимость тепловой…
Свт. Иоанн Златоуст
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное
Итак, с чего Христос начинает, и какие полагает для нас основания новой жизни? Послушаем внимательно слова Его. Говорено было к ученикам, а написано для всех, которые будут после них. Потому-то и Христос, хотя обращается с проповедью к ученикам, но не к ним относит слова Свои, а говорит о всех блаженствах неопределенно. Не сказал: блаженны вы, если будете нищими, но — «блаженны нищие». Даже, если бы говорил и к ним одним, и тогда Его проповедь относилась бы ко всем. В самом деле, когда, например, Он говорит: «се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20), то говорит не к ним одним, но через них и ко всей вселенной. Равным образом, когда ублажает их за претерпение преследований, гонений, жестоких страданий, то сплетает венец не одним им, но и всем так живущим. Но чтобы это было яснее, и ты узнал, что слова Его имеют большое отношение и к тебе и ко всему роду…