Монголия – древнейшая населённая территория и, несмотря на отсутствие постоянного населения в настоящее время во многих районах, осваивается людьми достаточно долго. На просторах «Великой евразийской степи», никогда не бывшей в полной изоляции, встречались самые разнообразные религиозные учения и школы, одни государства исчезали, появлялись другие, сменяли друг друга народы, идеи и власть.
Наиболее древняя религия монголов — шаманизм. В 1578 г. в стране был официально принят тибетский буддизм (ламаизм), однако шаманизм продолжает практиковаться небольшой частью населения (в первую очередь на севере страны). К моменту Народной революции 1921 г. в стране насчитывалось 747 буддистских монастырей и 120 тыс. монахов и священников (при общем населении страны в 650 тыс. чел.)
Край, где небо сливается со степью, где царствуют пустыня, караваны верблюдов, стада скота и белоснежные юрты кочевников-пастухов, – это Монголия, государство, которое в период своего расцвета завоевало почти четверть земного шара. А еще это бесчисленные орды Чингисхана. Сейчас о тех временах напоминают лишь степные курганы, раскопки да легенды о несметных богатствах великого хана.
Современная Монголия
Современная Монголия – это демократическая парламентская республика во главе с президентом, управляемая великим хуралом. Основная религия Монголии – буддизм. Язык – монгольский, хотя на севере часто можно услышать и китайские наречия. Тесная многолетняя экономическая и политическая связь с СССР проявилась в том, что многие жители страны свободно общаются на русском и казахском языках. Сейчас страна восстанавливает свою экономику, делая ставку на животноводство и добычу полезных ископаемых. Здесь проживает чуть более трех миллионов человек.
АБ — Александр Бушков
ЕТ — Евгений Темежников
НФ — Носовский и Фоменко
АБ: В Сарае Великом существовали христианские храмы, а при «ханской ставке» был православный епископ [9.1].
ВИ: «Религией основной массы монголов к началу XIII в. оставался шаманизм. В качестве главного божества почиталось «вечное синее небо». Почитали монголы также божество земли, разных духов и предков. Знатная верхушка племени кераитов ещё в начале XI в. приняла христианство несторианского толка. Среди найманов были распространены также буддизм и христианство. Обе эти религии распространялись в Монголии через уйгуров» [8.1, т.3, г.35].
Иванин: «Чингис-хан и монголы, как кочевой народ, а равно и соседи их китайцы, были не очень религиозны и совершенно равнодушно относились к разным религиям. Независимо от этого, политические правила Чингис-хана относительно религии соображены были с духом времени.
Религиозные воззрения Чингизидов весьма интересны. До недавнего времени общепринято было утверждать, что они придерживались традиционного для древних монголов-халхинцев шаманизма. Т.е., от случая к случаю, звали в гости шамана, который гремел колокольчиками, бил в бубен, погружался в экстатический транс, общался с миром духов и колдовал на хорошую погоду. По общему мнению советских историков, моголы времен правления Чингиз-хана, его детей и внуков, в массе своей являлись примитивными язычниками-шаманистами, стоявшими на той стадии культурного развития, которой религиозная исключительность еще чужда. Западные ученые, кажется, разделяли мнение своих советских коллег. Г.В. Вернадский, к примеру, писал в книге «Монголы и Русь», что «традиционные верования монголов являли собою смесь шаманизма и поклонения Небу». В настоящее время это мнение претерпело определенную модификацию, в том смысле, что под поклонением «Небу» имеется в виду некоторая система древнетюркских верований.
Письменность татар
Любопытно, кстати, ознакомиться с образцами письменности, оставленными Чингизидами. Историкам повезло – такие образцы есть, причем один из них именно того самого периода, который мы сейчас рассматриваем (начало основания Золотой Орды). До наших дней сохранилось письмо, которое привезло с собой от хана Гуюка папское посольство. Об этом письме упоминает в своем отчете глава посольства, Плано Карпини.
Хотя текст его Карпини не приводит, но перевод не оставляет сомнения, что в данном случае подлога нет, это действительно оно.
Географическая характеристика.
ЧИНГИСХАН – СОЗДАТЕЛЬ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ
Чингисхан родился в 1155 году в урочище на берегу реки Онон в семье вождя Есугея. Настоящее имя Чингисхана – Темучин. Любопытно его происхождение. Есугей победил татарского предводителя по имени Темучин и этим именем назвал своего сына. Основания для этого были. Когда он впервые увидел родившегося сына, то заметил на маленькой ладошке, сжатой в кулак, пятнышки запекшейся крови. Это было символом его победы, и он назвал своего сына Темучином.
Когда мальчику исполнилось 13 лет, он потерял отца. Подвластные племена не хотели признавать в мальчике могущественного предводителя. Доводы их были убедительными. «Даже самые глубокие колодцы высыхают, самые твердые камни рассыпаются. Почему мы должны оставаться верными тебе», – говорили они будущему Чингисхану. Часть племен откололась. Началась борьба за их возвращение. Большую роль в этом сыграла мать будущего Чингисхана.
Первым столкновением русских с монголами – монгольским экспедиционным корпусом под командованием военачальников Джэбэ и Субэдэя, совершившим дерзкий разведывательный поход на Запад в 1221 – 1224 годах, была битва на реке Калке 31 мая 1223 года. Сражение закончилось полным поражением объединенного русско-половецкого войска и гибелью не менее двенадцати русских князей. Монголы не упускали возможности безнаказанно вырезать Рюриковичей, также как и представителей правящих династий в других странах.
Но монгольские полководцы не воспользовались одержанной победой, так как верховный правитель империи Чингисхан поставил им другие задачи. Они вернулись в родные степи [1, 2].
Официальная религия Монголии – буддизм.
Как и в каждой стране, он имеет здесь национальную специфику. Буддизм в Монголии распространяли тибетские миссионеры. Первая попытка введения буддизма была предпринята ими во 2-й половине 13 в. при внуке Чингисхана Хубилае, однако в тот период буддизм был принят только императорским двором и еще несколькими представителями монгольской аристократии.
Более удачной оказалась вторая попытка – в конце 16 в. В 1578 съезд всех князей Монголии с участием главы наиболее значимой в тот момент в Тибете буддийской школы Гелуг принял решение о принятии буддизма в качестве государственной религии. В 1588 был построен первый буддийский монастырь, к началу 20 в. их насчитывалось ок. 750. Для монгольского, как и тибетского, буддизма характерна чрезвычайно высокая насыщенность его практики добуддийскими верованиями, обрядами и представлениями, институт «живых богов» (воплощение богов пантеона в тела живых людей) и признание важной роли монашества.
Существует большое количество фактов, которые не только однозначно опровергают гипотезу о татаро-монгольском иге, но и говорят о том, что история была искажена преднамеренно, и, что делалось это с вполне определённой целью… Но кто и зачем умышленно исказил историю? Какие реальные события они хотели скрыть и почему?
Если проанализировать исторические факты, становится очевидно, что «татаро-монгольское иго» было придумано для того, чтобы скрыть последствия от «крещения» Киевской Руси. Ведь эта религия навязывалась далеко не мирным способом… В процессе «крещения» была уничтожена большая часть населения Киевского княжества! Однозначно становится понятно, что те силы, которые стояли за навязыванием этой религии, в дальнейшем и сфабриковали историю, подтасовывая исторические факты под себя и свои цели.
Данные факты известны историкам и не являются секретными, они общедоступны, и каждый желающий без проблем может найти их в Интернете.
Общеизвестно, что он верил Вечное Небо(Мунхэ Тенгери).Фактически он был монотеистом.
Сейчас появится какой-нить мусл и начнет втирать про то, что Чингисхан был муслом. ))) Да, Чингисхан был веротерпимым и своим потомкам завещал быть веротерпимыми, так что мусл и христианин бы плохой из него получился. ))
Помнится еще в книге Хара-Давана было сказано, что Чингисхан на коне въезжал в мечеть.
В 1236 г. через Уральский хребет перевалили огромные татаро-монгольские орды хана Бату (Батыя). Двигались они не спеша. Лишь летом 1237 г. Батый пересек Волгу и вторгся в пределы Рязанского княжества. Времени для организации отпора было достаточно, Русь могла бы выставить силы не меньшие, чем имел Батый. Но каждый удельный князь думал лишь о себе.
В точение лета было разорено до основания Рязанское княжество. Батый, ломая героическое сопротивление разрозненных защитников, движется на север. Горят Коломна, Москва, взят Владимир на Клязьме. Владимирский князь Юрий в последний момент призвал князей ополчить народ, но русские потерпели поражение.