Каких Святых советского периода вы знаете?

1

4 марта 1873 года в Суздале родился Сергей Флоринский, будущий священномученик Сергий Раквереский. На его долю выпали гонения советской власти, жизнь свою он закончил в Эстонии. Он был расстрелян вместе с 80 эстонцами, которым большевики выписали смертный приговор.

«РГ» рассказывает о шести священниках Советского Союза, причисленных к лику святых.

Флоринский Сергей Федорович

Священномученик и протоирей Сергей Федорович Флоринский родился 4 марта 1873 года в Суздале в семье священников. Естественно, что единственным выбором своего жизненного пути юный Сергей видел только служение Богу. После успешного окончания Владимирской духовной семинарии работал семь лет учителем в земском училище. Сан священника святой Сергий получил в 1900 году, одновременно с этим он был командирован к 151 пехотному Пятигорскому полку.

Во время русско-японской войны полк, где был священником Флоринский, направляют в китайскую Маньчжурию занять стратегически важные территории, а во…

2

За весь период существования человечества произошло множество войн, кардинально изменивших ход истории. Немало их было и на территории нашей страны. Успех любых боевых действий всецело зависел от опыта и сноровки военных начальников. Кто же они, великие полководцы и флотоводцы России, принёсшие своей Отчизне победы в нелёгких сражениях? Представляем вам самых ярких отечественных военачальников, начиная со времён Древнерусского государства и заканчивая Великой Отечественной войной.

Содержание

Святослав Игоревич

Знаменитые полководцы России — это не только наши современники. Были они и в период существования Руси. Ярчайшим военачальником того времени историки называют Киевского князя Святослава. Он взошёл на трон в 945 г., сразу после смерти отца своего Игоря. Так как Святослав был ещё недостаточно взрослым, чтобы управлять государством (ему на момент престолонаследования исполнилось всего 3 года), регентом при нём стала его мать Ольга. Этой героической женщине пришлось…

3

4

Преп. Авраамий Смоленский

Один из очень немногих подвижников домонгольского времени, от которого осталось подробное жизнеописание, составленное его учеником Ефремом. Преп. Авраамий Смоленский был не только чтим в своем родном городе после кончины (в начале XIII века), но и канонизирован на одном из московских Макариевских соборов (вероятно, 1549 г.). Жизнеописание св. Авраамия передает образ подвижника большой силы, полный оригинальных черт, может быть, неповторимых в истории русской святости.

Преподобный Авраамий Смоленский, проповедник покаяния и грядущего Страшного Суда, родился в середине ХII в. в Смоленске от богатых родителей, которые до него имели 12 дочерей и молили Бога о сыне. С детства он рос в страхе Божием, часто посещал церковь и имел возможность учиться по книгам. По смерти родителей, раздав все имущество монастырям, церквам и бедным, преподобный ходил по городу в рубище, моля Бога указать путь спасения.

Он принял постриг и в…

4
Современный период открывается Поместным собором Русской православной церкви 1917–1918, на котором к лику святых были причислены Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. В советский период в 1970-х годах святыми были провозглашены просветитель Америки митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, архиепископ Японский Николай и преподобный Герман Аляскинский. Новые канонизационные акты состоялись в год празднования тысячелетия крещения Руси. Среди новых признанных святых – Дмитрий Донской, Ксения Петербургская, Амвросий Оптинский и др. В 1990-е годы было установлено местное празднование новомученикам, пострадавшим в годы советской власти. На Архиерейском юбилейном соборе (13–16 августа 2000) к лику святых («в Собор новомучеников и исповедников» ) «как страстотерпцы» были причтены члены царской семьи: последний император России Николай II, императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей и царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, расстрелянные в 1918. См. также ПОМЕСТНЫЙ СОБОР…
5

На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

1. Я очень люблю, и всегда любила больше животных, чем людей. Они беззащитные, не способны мстить, у них нет злого умысла, при этом они любят нас… Скажите, что происходит после смерти животного? Есть ли у них рай или ад? Почему нельзя прийти в храм и помолиться за них? Почему такая дискриминация? Почему у нас в стране такое отношение к животным? Почему дети бывают к ним жестоки? Когда я где-нибудь слышу, что пострадало животное, у меня сердце кровью обливается, я начинаю переживать, и наоборот, мне все равно, если это происходит с людьми. Человек грешен, значит, должен быть наказан, но за что и почему страдают животные?

Для человека нормально и хорошо…

6

«Здесь никогда не угасал огонь монашеского служения» — сказал о Пюхтицком монастыре Святейший Патриарх Кирилл во время визита в Эстонию. В советское время это была одна из немногих женских обителей, которая никогда не закрывалась. Смотрите наш фоторепортаж о современной жизни Пюхтиц

«Целуйте эту землю, — говорил св. пр. Иоанн Кронштадтский, — она освящена пришествием Божьей Матери». Открытие Пюхтицкого монастыря состоялось в 1892 году. Первые двадцать лет его существования сестер опекал «всероссийский батюшка», память о котором до сих пор бережно сохраняется в Пюхтицах.

«Идите в Пюхтицу, там три ступени до Царствия Небесного» — говорил св.пр. Иоанн Кронштадтский, по благословению которого был построен на самом западном рубеже России в начале ХХ столетия этот женский монастырь

«Пюхтица» в переводе с эстонского языка означает «святое место». Гора считалась священной еще с дохристианских времен

Монастырь был построен в память о бывшем здесь в XVI веке…

7

Последние годы брежневщины, правление Андропова и Черненко

В политических дискуссиях эра Брежнева характеризуется как «застойный период». Эта характеристика подходит и для церковной деятельности. Однако некоторые изменения происходили, несмотря на то что внешне все протекало по старому руслу, предписанному партийной доктриной. Экономический спад заставил людей задуматься. Церковной жизнью нельзя было управлять, исходя из партийных интересов, в частности из-за довольно тесных экуменических контактов. Хотя Совет по делам религий по-прежнему был связан с КГБ, ему приходилось иногда в некоторых вопросах идти на определенные уступки, чтобы на Западе, особенно во Всемирном Совете Церквей, РПЦ могла иметь аргументы для правдоподобного доказательства наличия свободы вероисповедания в СССР. Такой показушной уступкой явилось, например, возвращение 17.5.1983 года совершенно запущенного Данилова монастыря в Москве (Док. 248). В последнее время в некоторых его зданиях (вернее в том, что…

8
В 2000 году последний российский император Николай II и его семья были канонизированы Русской Церковью в лике святых страстотерпцев. Их канонизация на Западе — в Русской Православной Церкви Заграницей — произошла еще раньше, в 1981 году. И хотя святые князья в православной традиции не редкость, эта канонизация до сих пор у некоторых вызывает сомнения. Почему в лике святых прославлен последний российский монарх? Говорит ли его жизнь и жизнь его семьи в пользу канонизации, и какие существовали доводы против нее? Почитание Николая II как царя-искупителя — крайность или закономерность?

Об этом говорим с секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых, ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым.

Семья Николая II: Александра Федоровна и дети — Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей. 1913 г.

Смерть как аргумент

— Отец Владимир, откуда такой термин — царственные страстотерпцы? Почему не просто…

9

На начальном этапе религиозной политики советской власти важное место занимала организованная в 1918 – 1920 гг. кампания по вскрытию святых мощей, на протяжении десятков и сотен лет хранившихся в православных церквах и монастырях. Осуществленная VIII отделом Народного комиссариата юстиции (далее – НКЮ) РСФСР в ходе проведения в жизнь декрета советской власти от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», это была одна из наиболее крупных антирелигиозных кампаний за всю историю государственно-церковных отношений советского периода.

Не случайно один из первых ударов, нанесенных советской властью по Русской Православной Церкви, был направлен против священных останков ее святых. По учению Православной Церкви, «мощи — оставшиеся нетленными после смерти тела христианских святых», которое должны чтиться так же, как и иконы, но не должно воздавать им честь, приличную одному Богу».1

Дни обретения и перенесения мощей Церковь отмечает как особые…

10

Что такое икона?

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы, иконы святых покровителей, иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира»1, отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию»2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который…

11

Содержание:

Почти целый век, 98 лет отделяют нас от страшной даты — 17 июля 1918 года в Ипатьевском доме Екатеринбурга была расстреляна семья последнего российского императора. Сам Николай ІІ, его жена Александра и пятеро их детей причислены к лику святых и известны нам как царственные страстотерпцы и мученики.

В православии принято отличать страстотерпцев от мучеников. Страстотерпцы — это в первую очередь те, кто смиренно и безропотно принимает скорби (страсти). Причиной их мученической кончины является не исповедание христианской веры, а деятельное исполнение Божьих заповедей.

Отличительная черта страстотерпцев — это их беззлобие. Как раз в дневниковых записях представителей царской семьи есть много подтверждений их беззлобия.

Поэтому во время богослужений Церковь поминает канонизированную семью последнего императора именно как царственных страстотерпцев, но в народе их все чаще называют мучениками. За что? Явно не только за то, что их…

12

К торжествам в честь памяти Собора Воронежских святых в город Воронеж принесена икона с частицей мощей преподобноисповедника Сергия (Сребрянского). Это событие в церковной жизни Воронежа важно еще и потому, что 2006 год юбилейный — год основания Воронежской Духовной школы. Преподобноисповедник Сергий является выпускником Воронежской православной духовной семинарии, где пребывает его образ как знак молитвенного единства преподавателей и воспитанников нынешней духовной школы и всех воронежцев со своими святыми предшественниками.

Редакция епархиальной газеты обратилась к Владыке Сергию с просьбой рассказать о новомучениках и исповедниках земли Воронежской, среди которых и прославленный нами в эти дни святой.

— Ваше Высокопреосвященство! Кто из Воронежских святых Вам особенно дорог, чьи труды и подвиги, страницы жизни трогают и вдохновляют вас?
— Конечно, по духу кто-то из святых более дорог, но говорить о…

13
Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991)

К оглавлению

Книга 1

Поместный Собор 1917–1918 годов завершил так называемый Синодальный период в истории Русской Православной Церкви, начавшийся при Петре Великом в 1700 году с запрещения выборов нового Патриарха и официального введения в 1721 году Духовного Регламента. Русская Православная Церковь на протяжении двухсот лет имела подобие коллегиального руководства, однако растущее влияние всемогущего обер-прокурора, оказывавшееся даже на внутрицерковные сферы, свело к минимуму простор для принятия Церковью решений.

Собор 1917–1918 годов был вынужден, после восстановления патриаршества и избрания митрополита Тихона (Беллавина) Патриархом, заняться множеством церковно-правовых, административно-технических и прочих вопросов и вынести решения, предложенные и частично разработанные Подготовительной Комиссией в 1906 году. Но большинство решений не…

14

Епископ Барнаульский и Алтайский Максим не прославился на весь мир прозорливостью или чудесами. Он — один из множества архиереев Русской Церкви. Он честно трудится на том месте, на которое его поставил Господь — будь то лежащая в руинах семинария или архиерейская кафедра далеко от Москвы. Епископ Максим знает, что именно в рутине, в повседневных заботах и решениях, а не в ярких поступках напоказ и скрыт настоящий христианский подвиг.

— Вы выросли в верующей семье. Какой вам запомнилась религиозная жизнь советского времени?

— Моя религиозная жизнь началась с моего рождения и проходила в семье, в нашем очень большом доме, среди множества икон, лампад, книг, где совершалась совместная домашняя молитва, чаще вечерняя, подготовка к исповеди и причастию Святых Христовых Тайн.

Инициатором, вдохновителем и примером духовной жизни для нашей домашней Церкви был, конечно, наш отец, Михаил Леонтьевич Дмитриев, — сын царского солдата, участник Великой…

15

Много юродивых на было Руси, но Ксению Петербургскую почитают особо сильно и искренне. Почему? Да потому, что с 1917 по 1988, советская власть в буквальном смысле слова боролась с блаженной. Вела тяжбу с давно почившей безумной старухой о недопуске к ее часовне молящихся поклонников-паломников. Но, «огнь убо орошаше, ярости же смеяшеся». Родилась целая эпопея борьбы, рассказов, повествований. Ой, что там было! Что было… Советская власть – не пущать! Но, люди все равно шли и шли все эти годы. Ото ж не даром говорят: запретный плод сладок! Студенты молились о сдаче экзаменов. Это не нравилось власти советов. Тут, СССР блеск во всем своем торжестве и мощи, тут атеизм гласит: коммунизм это молодость мира и его возводить молодым, а тут(вот, где нелепость) толпы студентов у старой часовни. Верующим коллективным сознанием слагались красивые, чудесные и радостные по своей сути легенды, свидетельствующие о неискоренимости веры из духа человеческого. Рассказывают: милиция набрала полный…

16

«Воскресши рано в первый день недели, Господь Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим. Но они, услышав, что он жив, и она видела Его, не поверили. После сего явился Он в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим, но и им (иные) не поверили. Наконец, явился Он самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшим не поверили» (Мк. 16, 9-14).

Подробнее…

«Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив, и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал…

17

УЧРЕДИТЕЛЬ И РЕДАКЦИЯ: АО ИД «Комсомольская правда».

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 12+

«Комсомольская правда в Крыму» 295017, г. Симферополь, ул. Будённого, д. 24-А. Контактный телефон +7 (3652) 788-129, электронный адрес kp.crimea@phkp.ru

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом…

18

Ректор Киевской духовной академии и бывший студент Московских духовных школ митрополит Антоний (Паканич) – о студенческих годах в «перестроечное» время.

— С 1988 по 1992 год Вы учились в Московской духовной семинарии. После её окончания поступили в Московскую духовную академию, которую закончили в 1995 году. Непростое время развала Союза, когда старые «идеалы» рушились, а новые ещё не сформировались. Сказывалось ли перестроечное время на атмосфере в духовных школах? Насколько общественно-политическая жизнь в то время влияла на процессы в Академии?

— Поступление в Духовную семинарию в советское время было связано с определенными сложностями и требовало самоотверженности и мужества от всех, кто стремился посвятить свою жизнь служению Церкви. Молодые люди преодолевали множество препятствий, чтобы подать документы для поступления и быть допущенными к вступительным экзаменам. Ведь тогда определенные службы жестко контролировали этот процесс, используя мощный…

19
САЖЕНЬ БОГОРОДИЦЫ

В нынешнем году исполнилось 150 лет официальному открытию и 20 лет восстановлению Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря. В самой обители этот юбилей с торжеством отметили 1 августа, в день преподобного Серафима Саровского. Между тем у Дивеево впереди ещё несколько праздников. 22 декабря – основание Мельничной общины, что является фактическим днём рождения обители. А 25 ноября (ст. ст.) – память о явлении преподобному Божией Матери, когда Она повелела основать общину и выкопать Святую Канавку вокруг новой обители – Четвёртого Удела Пресвятой Богородицы.

Совсем неожиданно к дивеевским сёстрам в нынешнем юбилейном году пришёл ещё один праздник. 9 ноября в обитель должна прибыть великая святыня – пояс Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря. По преданию, этот пояс Дева Мария сплела собственноручно и носила до самого Своего Успения, передав его в утешение апостолу Фоме. Позже пояс находился в Константинополе, потом – на Афоне….

20
В каких святых нуждается наше время? Размышляя над статьей из знаменитого сборника «Вехи»

А.Ратников: У микрофона Александр Ратников, здравствуйте! В Доме русского зарубежья имени Солженицына состоялся семинар на тему «Образ святости в ХХ веке. Героизм или подвижничество». Для обсуждения была предложена статья С.Н.Булгакова «Героизм и подвижничество» из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции, опубликованная в сборнике «Вехи», столетие издания которого отмечается в этом году. В семинаре приняли участие руководитель школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре игумен Петр (Мещеринов) и сотрудник Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, церковный историк, протоиерей Георгий Митрофанов. Сегодня я предлагаю послушать записи их размышлений на обозначенную тему.

Игумен Петр (Мещеринов): Сложилось два понимания святости. Одно понимание – это…

21

Первая половина 1980-х гг. Москва
Стакан сладкой газировки в автомате — 3 коп.
Стакан обычной газировки — 1 коп.
Мороженое в вафельном стаканчике — 20 коп.
Большая пачка мороженого — 48 коп.
Картофель хрустящий (на упаковке изображена голова девушки) — 10 коп.
Батон белого хлеба — 13 коп.
Рогалик — 6 коп.
Булочка маленькая — 3 коп.
Пенсия генерала- майора в отставке в 1986 г. — 312 руб.
1985 г. — музыкальная школа (фортепьяно, сольфеджио) месячная оплата — 17 руб.
1988 г. — штакетник 0,5 куб. м. — 30 руб. 60 коп.
1965-1970 Стакан томатного сока в магазине на розлив — 5 копеек
1965-1970 Стакан яблочного сока в магазине на розлив — 10 копеек
1965-1970 Стакан виноградного сока (марочного) в магазине на розлив — 20 копеек
1980 , Помидоры в деревянных ящиках , Ростов-на-Дону, июль (сезон), гос. — 5 копеек/кг
1980 , Арбузы , Ростов-на-Дону, август (сезон) — 5 коп./кг.
1985, яблоки голден делишес,…

Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: