Несоблюдение поста — страшный грех?

Хочет кто-то из нас или нет, но церковный календарь прочно вошел в плотное «светское» расписание. События этого календаря непременно находят свое отражение в повседневной суете. Со стопроцентной вероятностью можно предположить, что средства массовой информации в этот день известят аудиторию об огромном значении наступающих семи недель строгого поста в жизни христиан.

Несоблюдение поста

В марте у православных начинается Великий пост, а с ним — многодневная непростая подготовка к самому великому для верующих празднику — Пасхе, светлому Воскресению Христову.

В популярных газетах появятся рубрики с рецептами постной кухни. Приличные заведения питания предложат постное меню, а социологи, по сложившейся уже традиции, проведут опросы. Из опросов станет ясно, что не менее 60% россиян считают себя православными. Наверняка в этих опросах будет и вполне четкий вопрос: «Собираетесь ли вы поститься?». Многие из считающих себя православными ответят утвердительно.

Как лучше соблюдать пост?

Человек, строго соблюдающий церковный пост, получает огромную пользу для души. Надо питаться так, чтобы дух бодрствовал над плотью, но не плоть над духом. Святые отцы говорят, что тело — это осел, на котором мы должны доехать до Небесного града Иерусалима: если недокормишь его — свалится, если перекормишь — взбесится. Поэтому всегда надо держаться золотой середины, идти царским путем: если мы начнем поститься, не имея смирения и молитвы, то себе навредим. Диавол будет говорить: «Постись больше, больше…» И мы так напостимся, что молиться и трудиться не сможем, только станем раздражительными, обидчивыми: «К нам не подходи — мы постимся, мы уже святыми стали». Другие, наоборот, начинают много есть, повторяя мысли лукавого: «Ты так много трудишься, у тебя здоровье слабенькое, ешь, ешь, и мясо ешь, и колбасу, поддержи себя».

Многие, во дни многодневных постов, невольно переходят ту невидимую грань, где православный пост заканчивается, и начинается пост ханжеский, фарисейский.

К сожалению, часто бывает так, что не вся семья вооцерковлена. Кто-то из членов семьи соблюдает пост, а кто-то еще не готов к тому, чтобы поститься. И вот тут начинаются искушения разного рода, когда постящийся начинает осуждать не соблюдающих пост. Это не правильно и очень плачевно, ибо пост нам дан не для того, чтобы мы впадали в страшный грех осуждения, а для того, чтобы себя смиряли перед другими.

Был такой случай, когда мать постилась, а ее дети – нет. И она не осуждала их, не навязывала им пост, дети же хоть и не постились, но уважали мать, и частенько ей говорили: «Ты сейчас постишься и за себя и за нас, но когда-нибудь и мы будем поститься!» Через несколько лет, дети этой женщины вооцерковились и уже сами соблюдали пост.

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, – а потом прибавил: – “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Несоблюдение поста

Нарушение поста

К сожалению, в последнее время у нас, в Православной Церкви, распространились протестантские и сектантские воззрения на пост как на что-то совсем ненужное и бесполезное. За это, понятно, с удовольствием хватаются все плотоугодники, оправдывая такими воззрениями нарушение и несоблюдение поста. Чаще всего любят ссылаться на слова Христа Спасителя, сказанные книжникам и фарисеям:

Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 11).

Но ведь эти слова сказаны совсем не о посте. Здесь говорится о фарисейском обычае умывать руки перед принятием пищи, дабы не осквернить тело. Однако мы постимся вовсе не потому, что боимся оскверниться пищей, а для того, чтобы подвигом воздержания обуздать свои греховные страсти и послужить Богу, оказав послушание Церкви, установившей пост. Грех нарушения поста – не в осквернении пищей, а в непослушании Церкви.

Смешной и абсурдной выглядит ситуация, когда взрослый человек, ежедневно принимающий серьёзные важные решения и отвечающий за них, постоянно спрашивает священников (или отчитывается перед ними) о возможности в период поста, к примеру, съесть в рабочей столовой картошку с мясной подливкой или иметь интимную близость с супругой, или сходить в театр.

И, честно говоря, никого не должно касаться, как кто постится, да и постится ли вообще. Несоблюдение предписаний поста не является грехом в строгом смысле – это не более чем вопрос внутренней церковной дисциплины. Если вдруг у кого возникнет желание спросить совета «как соблюдать пост?», «что вкушать, а что нет?», предлагаю остановиться, подумать, вспомнить, что вам уже не пять лет, и принять решение самому, какое бы оно ни было.

Если у человека спросить: «Как ты думаешь, какой самый страшный грех?» – один назовет убийство, другой – воровство, третий – подлость, четвертый – предательство. На самом деле самый страшный грех – это неверие, а уж оно рождает и подлость, и предательство, и прелюбодеяние, и воровство, и убийство, и что угодно.

Грех не есть проступок; проступок является следствием греха, как кашель – это не болезнь, а ее следствие. Очень часто бывает, что человек никого не убил, не ограбил, не сотворил какой-то подлости и поэтому думает о себе хорошо, но он не знает, что его грех хуже, чем убийство, и хуже, чем воровство, потому что он в своей жизни проходит мимо самого главного.

Частые вопросы

Пост предполагает не столько воздержание от скоромной пищи, сколько сильную духовную работу. Опираясь на это, как можно соблюдать пост солдатам?

Отвечает протоирей отец Георгий:

Как раз для солдат внутренняя работа является самой важной. Они должны быть носителями мира, защищать его. Военным нужно стараться изгнать из своего сердца желание мстить, ненависть. Отмечу: их служение жертвенное и всем нам. Это христианский подвиг. Господь говорит, что нет больше той любви, кто душу свою полагает на друзей своих. Как раз в реальности, это сегодня делают те ребята, которые с оружием в руках защищают Украину на востоке, — говорит отец Георгий.

Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: