Религия — пережиток прошлого? А чем её заменить?

Совершенно верно. Религия – пережиток прошлого. И заменить её есть чем. Знанием.

Для начала небольшое отступление по поводу того, что «религия изначально была создана как система права». Не соглашусь. Как «система права» была создана мораль, а не религия.

В чём смысл морали? В чём смысл моральных запретов типа «не убий», «не укради» и так далее? Защита общины от отморозков и от чужаков. «Не убий» и «не укради» на заре цивилизации, ещё при племенном строе, при скудных ресурсах, которые тогда были доступны человеку как виду и человеческому обществу на ТОЙ стадии его развития, было просто-напросто средством самосохранения племени. Причём именно племени, а не человечества «вообще», потому как раскроить череп члена другого племени, а то и съесть потом что осталось, почиталось не за убийство, а за доблесть. Равно как и увести вола или возжелать жену (заметьте, запрет распространялся только на «ближних своих», а не на всех вообще).

Варварский пережиток прошлого — именно так отозвался о золоте один экономист.

Читальный зал в музее: пережиток прошлого или шаг в будущее.

В календарь вместо семидневной недели, упраздненной как пережиток прошлого, была введена новая единица времени — десятидневка или декада.

Иногда выражается мнение, что для Коллежа обязанность преподавать — пережиток прошлого, который отнимает драгоценное время у научной работы, и который надо упразднить, как это делается в некоторых выдающихся исследовательских учреждениях. Я считал бы это опасной ошибкой: обязанность преподавать каждый год курс, способный заинтересовать научных работников, младших или старших, — лучшее противоядие от окостенения или просто безделья.

В СССР рассматривается как пережиток прошлого, представляющий общественную опасность. В качестве преступления, посягающего на право женщины свободно решать вопрос о вступлении в брак, предусмотрен уголовным законодательством РСФСР.

Пережитки прошлого в сознании и поведении людей — идеи, представления, традиции, поступки и привычки людей, выступающие в условиях социализма как порождение и отражение изживших или изживающих себя общественных отношений. Эти явления разнообразны по своему характеру. К ним относятся: нарушения… … Научный коммунизм: Словарь

ПЕРЕЖИТКИ — «остаточные» явления прошлого (обществ. отношения, традиции, обычаи, нормы и стандарты поведения, идеи, взгляды, представления, вкусы), сохраняющиеся в условиях нового обществ. строя, при более высоком уровне социально экономич. развития … Философская энциклопедия

Пережитки — «остаточные» явления прошлого (общественные отношения, традиции, обычаи, нормы и стандарты поведения, идеи, взгляды, представления, вкусы), сохраняющиеся в условиях нового общественного строя.

Отношение к религии как пережитку прошлогоОбращаясь к действительности, исходя из реальной обстановки, переходя от общих суждений о вреде религии к уяснению механизма этого вреда, выделяя в этом вреде существенное, специфическое, находя ту сферу, где он сказывается всего ощутимее, мы получаем возможность конкретнее, дифференцированнее вести атеистическую работу, сделать ее более целенаправленной и действенной.

Ивановская норма отношения к верующему – дружелюбный, чуткий подход, уважение его человеческого достоинства и его убеждений; терпеливая доброжелательная работа по воспитанию и убеждению, переделке взглядов, чувств, привычек, всего образа жизни верующих, выработка у них активного отношения к действительности, формирование научного мировоззрения.

Очень важно, чтобы в самых различных проявлениях верующие чувствовали силу, превосходство подлинного гуманизма над той иллюзией гуманности, которую предлагает им религия.

ПЕРЕЖИТКИ РЕЛИГИОЗНЫЕ — — религ. верования и обряды, соц. корни к-рых в данном об-ве подорваны или преодолены и к-рые сохраняются в нем в силу традиций как наследие прошлых исто-рич. эпох. В социалистич. об-ве, напр., религия представляет собой пережиток прошлого. Ее соц. корни подорваны, система социалистич. отношений не нуждается в ней для своего функционирования и развития. Это не значит, что при социализме нет соц. причин, поддерживающих существование религии. Это значит лишь, что религия выступает как вне-системное образование, т. е. относится к числу пережитков прошлого в сознании и поведении людей.

Примеры употребления слова пережиток в литературе.

Если веру нельзя согласовать с рациональным мышлением, ее следует отвергнуть как анахронический пережиток предшествующих стадий культуры и заменить наукой, имеющей дело с фактами и теориями, доступными интеллектуальному пониманию и проверке.

Произошло то,— вдохновенно отвечал Баркер,— что мы избавились от пережитков, и отнюдь не только от тех, которые столь часто и с таким пафосом обличались как таковые.

Их теперь часто показывали — блаженные, пережиток советского прошлого.

Психотерапия состоит в выкидывании прочь всего того, что стоит между нами: бутафории, масок, ролей, лжи, защит, тревог, проекций и интроекций — короче, всех пережитков пропитого, которые мы используем по привычке и тайком, умышленно или неумышленно, в качестве денежных знаков при взаимоотношениях.

Пережиток прошлого — светскость

Никита Иванович Поздняков

Несмотря на декларирование прав и свобод человека, образование и воспитание, как и прежде, строится на принципе светскости. Прежде всего, на это указывают основные законы государства: Конституция Российской Федерации и закон РФ «Об образовании». Статья 14 Конституции гласит: «Российская Федерация — светское государство». В ст. 2 закона «Об образовании» также говорится о том, что государственная политика в области образования основывается на светском характере образования. При этом, однако, ни в одном документе не раскрывается сам термин «светскость».
Возникает правовая проблема: закон призывает исполнять то, что не определено. Мы знаем по опыту истории, что в такой ситуации всегда находятся недобросовестные исполнители, которые истолковывают такую неопределенность к своей выгоде и к ущербу для человеческой нравственности.

Одной из старейших форм отношения к действительности является религиозное сознание. Оно всегда соответствовало насущным потребностям человеческого духа. Любая потребность, в том числе и духовная, требует удовлетворения.

Типы представлений о богах

Существуют несколько типов человеческих представлений о богах:

политеизм – это вера в многобожие; пантеизм – вера в единого Бога, отождествленного с природой и миром в целом; деизм – вера в Бога-творца, существующего за пределами человеческой истории; монотеизм (теизм) – вера в единственного Бога как высшую силу личного и морального, Творца, который несет ответственность за свое творение.

Определение политеизма

Политеизм является религиозным учением, основанным на вере в нескольких богов. Само слово имеет греческое происхождение и дословно переводится как многобожие. Политеисты верят, что существует множество богов, каждый из которых имеет свой характер, свои привычки и пристрастия.

Религия и вера

Часто па бытовом уровне эти понятия смешиваются, а иногда и отождествляются, но вера — более широкое понятие. Она присуща человеческому сознанию вообще и в этом смысле представляет собой необходимый компенсаторный механизм сознания, когда ради сохранения целостности «картины мира» неизвестные или такие, которые никогда не станут известными, элементы дополняются определенной идеей, которая воспринимается как существующая априори, то есть без необходимости ее доказывать. Так, например, мы верим в силу материнской любви, в том, «что все, что не делается — к лучшему», в сверхъестественную близость с друзьями (братьями по духу), первичность материального над духовным или наоборот и т.д. И только один тип того, что мы называем «верой», а именно религиозная вера составляет сущность и содержание религии и близкая к ней онтологически. Следовательно, и в этом смысле вера не тождественна религии.

Представляю пользователям и гостям форума «За Правду», замечательное по своей силе проникновения в суть проблемы, выступление Патриарха Кирилла. Это выступление, на мой взгляд, интересно ВСЕМ.
Жду ВАШИХ откликов.Константин

24 июля 2010 года в здании Дворца студентов Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с преподавателями и учащимися вуза.

Уважаемый Дмитрий Владимирович, уважаемый Николай Васильевич, Ваше Высокопреосвященство, Владыка Ириней, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие участники этого высокого собрания!

Хотел бы от всего сердца поблагодарить Днепропетровский государственный университет за высокую честь, которая мне оказана. Я уже говорил неоднократно в подобных случаях, что как человек, вышедший из академической среды, с очень большим уважением и признательностью отношусь к академическим наградам.

Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: