Отношение науки к религии | Христианский портал мир вам

Отношение науки к религии

Отношение науки к религии

Что же такое материя? Каковы понятия о ней современных ученых? Считают ли они, что она инертна, пассивна, хаотична? Быть может, они полагают, что материя — это сила зла и мрака, что это хлам или нечто непристойное и грязное? Отнюдь нет, они отвергают эту фантасмагорию.

Для современной науки материя является всегда «живой», движущейся. Современные ученые восприняли гениальное предвосхищение старого материализма Демокрита, который считал, что мир состоит из атомов. Они углубили и уточнили понятие атома.

Сегодня они склонны признать, что атом по своей структуре подобен солнечной системе в миниатюре. Все вещество в природе состоит из атомов или самостоятельно существующих элементарных частиц, находящихся в вечном движении Материя обладает самодвижением, даже если она кажется инертной.

Атомы — это средоточие энергии. Они сообщают окружающему их материальному полю волнообразное движение, которое наши органы чувств превращают в различные ощущения. Это поле, являющееся своеобразным видом материи, непрерывно изменяется.

Всюду простирающаяся материя и человеческое сознание, которое постигает мир с помощью ощущений, имеют, по существу, одну и ту же природу. Мышление, возникшее, таким образом, из материального источника, вместе с тем представляет собой новое качество материи; материя приобретает особые свойства, вступает в особую форму движения. Мышление точно так же отнюдь не инертно. Оно играет громадную роль в жизни человека. Мышление оказывает активное обратное воздействие на природу, из которой оно произошло.

Таково первое коренное различие между материалистами и идеалистами; перейдем теперь ко второму.

Метафизики-идеалисты и церковники оспаривают тот факт, что человеческий разум способен познавать законы природы. Они считают, что существует Непознаваемое, которое разум, предоставленный самому себе, никогда не сможет постигнуть. Рассудок, говорят они, слишком слаб — он бессилен проникнуть в тайны вещей. Человек подобен дождевому червю или тростинке; природа для него — книга за семью печатями. Человек должен смириться и склониться перед богом, перед верой, перед откровением, перед толкованиями, которые даны раз навсегда в священных книгах.

Но философы-материалисты и ученые придерживаются совершенно другого мнения. Благодаря непрерывному совершенствованию различных приборов, создаваемых с целью дальнейшего расширения области того, что доступно для восприятия с помощью наших органов чувств, физики, химики, биологи, астрономы формулируют законы природы все более и более верно, все более и более точно. Они уже раскрыли много старых тайн. Их новые достижения каждый день заставляют отступать так называемое Непознаваемое, которое в действительности представляет собой лишь еще непознанное. Их уверенность в том, что наука будет и впредь постоянно развиваться, их убежденность в том, что человеческий разум способен получать объективные знания о природе, основываются на следующих двух доводах.

Во-первых, отныне ученые достаточно хорошо знают, каково строение изучаемых ими тел, чтобы быть в состоянии самим их воспроизвести. Природные процессы создают, например, определенные химические вещества в организмах растений и животных. Химики же в настоящее время способны производить точно такие же вещества синтетическим путем. А это значит, что они смогли эти вещества глубоко и всесторонне изучить. Химики синтезировали каучук, нефть, сахар, жиры, многочисленные продукты, приходящие на смену природным материалам, — их список увеличивается с каждым днем

Во-вторых, ученым удалось сформулировать законы, которые оказались всеобщими. Истинность их проверена и гарантирована опытом всех людей, практикой жизни всего человечества, которые неопровержимо доказывают объективность этих законов — объективность, очевидную для всех тех, чей ум не искалечен мистикой, предрассудками, недоверием к науке.

Когда Николай Коперник утверждал (предварительно доказав это), что Земля не является центром вселенной; когда Ньютон открыл закон всемирного тяготения; когда Гюйгенс выдвинул гипотезу о волновой природе света; когда Фарадей заложил основы электродинамики — все они были твердо убеждены в том, что их концепция мира соответствует действительности. Ухищрения «чистой» Мысли не помешают людям видеть, что научный закон, постоянно проверяемый практикой жизни, — это действительный закон.

Мистики и церковники могут сколько угодно настаивать, что не в этом состоит абсолютная истина, сколько угодно твердить о бессилии человеческого разума. Но что такое абсолютная истина? Абсолютной истины нет. Есть лишь истины, все более и более приближающиеся к абсолютной. Если и существует абсолютная истина, то она заключается в том, что все относительно.

Но мистики не считают себя побежденными.

Они утверждают, что если наука и смогла — после тысячелетних поисков, пройдя путь, полный противоречий и заблуждений, — прийти к установлению некоторых законов, которые к тому же постоянно оспариваются и пересматриваются, то существуют проблемы, которые она никогда не сможет разрешить, — это проблемы происхождения мира и цели.

Откуда произошел мир? Как он возник? Каков конечный итог, какова цель жизни? Только религия, уверяют нас церковники, только акты веры или порывы сердца могут удовлетворить требования ума и чувств относительно этих проблем.

И действительно, все очень просто, если только поверить в бога, творца вещей, который, кроме того, оказывается и примером морального совершенства. Церковники говорят нам: Бог сотворил мир таким, что он является наилучшим из возможных, несмотря на свирепствующее в нем зло.

Бог создал мир, чтобы последний служил целям человека; человек же в свою очередь должен поклоняться этому совершенному Богу. И добавляют, что справедливость будет соблюдена только в том случае, если наша душа будет бессмертна, если она сможет продолжать жить после смерти тела в потустороннем мире, где добро будет вознаграждено, а зло наказано.

Этим традиционным взглядам, утвердившимся много веков назад, наука, по мнению богословов, может противопоставить якобы только колебания и сомнения. Если будут оспаривать постулат об умиротворении душ, говорят они нам, то на душе у людей возникнет невозместимая пустота, и наука не сможет ее заполнить.

На эти возражения науке есть что ответить и притом ответить с неопровержимой убедительностью.

Загрузка...
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: