Вера формирует страхи рациональные и иррациональные? Как их отличить?

Во вступлении можно сразу разделить рациональную и иррациональную веру.

Иррациональная вера. Под иррациональной верой я понимаю веру в человека, идею или символ, берущую начало не в собственном опыте мышления и чувств человека, а основанную на эмоциональном и фанатичном подчинении иррациональному авторитету.

Рациональная вера. Рациональная же вера, представляет собой твердую убежденность, основанную на плодотворной интеллектуальной, творческой и эмоциональной деятельности. В рациональном мышлении, где, как считается, вере нет места, рациональная вера является важной составляющей.

Эрих Фромм о вере.Править

Воспользуемся отрывком из книги замечательного психолога Эриха Фромма «Человек для себя».

Вера не является одним из тех понятий, какие уместны в интеллектуальном климате наших дней. Вера обычно ассоциируется с Богом и религиозными учениями и воспринимается как нечто несовместимое с рациональным и научным мышлением.

Страхи рациональные и иррациональные — Дипломная Работа, раздел Социология, Социологические проблемы страха Страхи Рациональные И Иррациональные. Страх Рационален По Самой Своей Адаптив…

Страхи рациональные и иррациональные. Страх рационален по самой своей адаптивной функции помогая человеку воспринять угрозу и отреагировать на нее. Те страхи которые направлены на ясно воспринимаемую определенную угрозу имеющую высокую вероятность реализации можно оценить как рациональные.

Наука и управление постоянно занимались и занимаются такого рода страхами.

Обычно их называют опасностями или угрозами. Метеорологи постоянно отслеживают состояние погоды пытаясь предсказать грядущие стихийные бедствия. Вулканологи наблюдают за спящими и действующими вулканами.

Экологи предупреждают о глобальной опасности человечеству связанной с его совокупной хозяйственной деятельностью.

Рациональное и иррациональное — философская проблема (читая А. Шопенгауэра)

Н. С. МУДРАГЕЙ

Проблема рационального и иррационального является одной из важнейших проблем философии с самого момента возникновения последней, ибо что есть философия, как не раздумье над устроением универсума и человека, погруженного в него: рационален ли универсум, или в своей основе он иррационален, следовательно, непознаваем и непредсказуем; рациональны ли наши средства познания бытия, или проникнуть в бытийственные глубины можно только с помощью интуиции, озарения и т. п. Сразу же оговорюсь, что поставленные вопросы не корректны, ибо разведение рационального и иррационального по разным углам крайне не философично. Как нет единого без многого, бытия без небытия, левого без правого, дня без ночи, мужского без женского, так нет в философии рационального без иррационального.

 Я сама как-то, как ошпаренная, выскочила из вагона метро, увидев в сумке у сидящего рядом пассажира странное устройство со множеством проводков и трубок. Судя по тому, что никаких сообщений о взрыве не последовало, напугавший меня «прибор» был вполне мирного назначения, но в тот момент мне трудно было на глаз определить его общественную опасность. Как бороться с такими страхами,рассказывает психолог Дина Васильченко.

Страхи рациональные и иррациональные

Страхи – это нечто глубинное, что сидит в каждом человеке, с ними мы рождаемся. Наши страхи не всегда приносят вред, иногда они спасают нас от неприятностей, то есть приносят пользу. Но ровно до тех пор, пока не начинают мешать нам жить нормально, то есть превращаются из рациональных в иррациональные.

Рациональный страх позволяет выбрать оптимальную линию поведения при конкретной опасности – например, том же террористическом акте.

Бремя страхов человеческих

Чего боятся люди, как страхи и фобии управляют людьми, происхождение и влияние страхов на жизнь и достижения человека. Публикация результатов пятилетнего исследования международной группы ученых открывает темный малоизученный мир человеческих страхов.

Тема страха до сих пор не получила существенной разработки в социологии. Это не вполне понятно, так как настроение и поведение отдельных людей, групп и нации в целом весьма зависимы от тех чувств — оптимистических, или пессимистических, — которые они питают в отношении будущего.

Люди также испытывают страх перед диктатурой и массовыми репрессиями; они опасаются внезапных экономических кризисов, плохого урожая, природных бедствий, типа наводнений, ураганов или засух, вспышек эпидемий.

Тема страха до сих пор не получила существенной разработки в социологии. Это не вполне понятно, так как настроение и поведение отдельных людей, групп и нации в целом весьма зависимы от тех чувств — оптимистических, или пессимистических, — которые они питают в отношении будущего.

Люди также испытывают страх перед диктатурой и массовыми репрессиями; они опасаются внезапных экономических кризисов, плохого урожая, природных бедствий, типа наводнений, ураганов или засух, вспышек эпидемий. Не исключены также страхи перед катастрофами глобального характера, такими как массовое вымирание человечества и наконец Армагеддон или конец мира.

Мы утверждаем, что в современной России наблюдается опасно высокий уровень катастрофического сознания в определенных группах и высокий уровень массовых страхов в обществе в целом. Наша задача — попытаться осмыслить роль этих феноменов в контексте российских реформ.

Генезис и эволюция рационального и иррационального в истории философской мысли

Зарождение понятия рационального и иррационального в рамках античной философии

Традиционно рождение феномена рациональности принято соотносить с европейской философией Нового времени, где ярче всего выразилась постановка проблемы философского метода. Тем не менее рассматривать этот вопрос под данным углом зрения значило бы значительно сузить границы проблемы соотношения рационального и иррационального.

Выявить сходные и существенно отличные моменты в истолковании важнейших для данного исследования понятий в исторической эволюции оказывается непросто.

Так, «эволюция рассмотрения проблемы рациональности в современной философии в значительной мере определялась дискредитацией неопозитивистской программы исследования науки». Было установлено, что содержание понятия «рациональность» не самоочевидно, его уяснение требует серьезного критического анализа.

Критика христианской морали.

В «Воле к власти», Ницше подвергает критике основы христианской этики. Он доказывает, что христианская мораль служит выживанию слабых, убогих и тем самым портит людской род. Христианская мораль противоречит законам эволюции, согласно которым происходит отбор лучших (т.е. «улучшение» породы), в то время как христианская мораль способствует «отрицательной» эволюции.

Это положение подкрепляется рассуждениями о том, что серость воображает себя центром мира и придает своим потребностям мировое значение, не имея на это никаких оснований и прав. Во многих современных исследованиях философии Ницше, такая постановка вопроса рассматривается как основание для обвинения его как родоначальника фашизма.

Вера и знание. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Под знанием в наше время обычно понимается достоверная (проверяемая) информация, которую
эмпирическими методами с последующей рациональной обработкой результатов добывает наука (эксперимент физика). На основании этой информации можно что-то создавать, конструировать.
Под верой вообще можно понимать экзистенциально окрашенную ценностную ориентацию человека, касающуюся смысложизненной проблематики. Гипотеза (прогноз погоды, например) в прямой форме не затрагивает ценностных ориентаций человека. Веру человека можно понять, исходя, прежде всего, из самого человека (антропологии).

Рассудок и разум являются двумя необходимыми моментами рационального познания. Мышление должно быть и рассудочным, и разумным, так как переход от одной системы знания к другой осуществляется посредством разума.

ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА

Вера состоит в признании доводов души; неверие в их отрицании.

Эмерсон

Вера не является одним из тех понятий, какие уместны в интеллектуальном климате наших дней. Вера обычно ассоциируется с Богом и религиозными учениями и воспринимается как нечто несовместимое с рациональным и научным мышлением. Последнее принято относить к сфере фактов, отделенной от некоей сферы, лежащей вне фактов, где нет места научному мышлению, и правит только вера. Многим такое разделение представляется несостоятельным. Если веру нельзя согласовать с рациональным мышлением, ее следует отвергнуть как анахронический пережиток предшествующих стадий культуры и заменить наукой, имеющей дело с фактами и теориями, доступными интеллектуальному пониманию и проверке.

Иррациональное число — это число, не являющееся рациональным, то есть такое, которое нельзя представить в виде отношения двух целых чисел.Если Вы помните, рациональные числа были введены потому, что во множестве целых чисел не всегда можно выполнить деление. Например, существует целое число, которое является результатом деления 8 на 2, но не существует целого числа, которое является результатом деления 8 на 3. Поэтому были введены рациональные числа, то есть дроби вида p/q. Целые числа стали их подмножеством, когда q=1.

Для выполнимости деления рациональных чисел достаточно, но вот для извлечения корней — нет. Например, не существует рационального числа, которое было бы результатом извлечения квадратного корня из двух. (Это доказывается в Вашем учебнике, я уверен. Если не поняли, напишите, объясню. ) Поэтому производят дальнейшее расширение системы чисел. К рациональным числам добавляют ещё и иррациональные, и все они вместе образуют множество действительных.

Рациональная жизнь включает в себя такие мышление, чувства и поведение, которые способствуют достижению выбранных целей. В свою очередь, нерациональность подразумевает мышление, чувства и поведение, препятствующие достижению поставленных целей. Рациональная жизнь предполагает поддержание разумного баланса. Иррациональные убеждения ведут к возникновению проблем. Что же делать с иррациональными суждениями? Их следует заменять рациональными и вырабатывать эффективную жизненную философию.

Рациональные и иррациональные суждения

Американский психотерапевт Альберт Эллис разработал концепцию рационально-эмотивной терапии (РЭТ), целью которой является изменение внутренних убеждений, становящихся причиной возникновения эмоциональных проблем. Суть ее состоит в следующем.

Фактически все люди имеют три фундаментальные цели: выжить, быть относительно свободными от боли и быть в разумных пределах удовлетворенными или довольными.

Страх – это душевное состояние, которое любой человек едва ли не каждый день может наблюдать в себе самом. Тем не менее, совсем не просто понятийно пояснить, что же такое страх в своей сути. Как и во всех душевных явлениях, трудность состоит в том, что эти состояния нельзя понять пятью органами чувств.

Современная дискуссия об интеграции современного социально-гуманитарного знания вовлекает в поле зрения философские проблемы рациональности, в том числе в понимании нового статуса обществознания, взаимодвижения ранее разделенных научных дисциплин.

Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: