Грех смертный – грех, ведущий к погибели души, искажающий замысл Божий о человеке.
Богочеловек Иисус Христос указывал «смертным» (непростительным) грехом «хулу на Духа Святого». «Говорю вам: «Всякий грех и хула будут прощены людям; но хула на Духа не будет прощена людям» (Мф.12:31-32). Под этим грехом понимается совершенно сознательное и ожесточенное противление человека истине – как следствие возникновения живого чувства вражды и ненависти к Богу. В этом состоянии человек, как существо нравственно свободное, психологически недоступен действию ниспосылаемой ему Свыше спасающей благодати.
Смертным является любой грех, который поработил волю человека, поэтому смертный грех рассматривается как качественное понятие и «законодательного» списка смертных грехов в Православии нет. В данном смысле перечень смертных грехов очень велик, исходя из склонности конкретного человека к тому или иному.
Виноградов нервно расхаживал по комнате. Судя по всему, Савицкий говорил правду, да и какой ему теперь смысл лукавить?
– Я вам уже в сотый раз говорю, что денег в чемодане не было. Я пришел в театр к Жизели, открыл чемодан, а в нем была какая-то требуха из газет и журналов.
Григорий Леонидович выразительно хранил молчание. По всему видать, так оно и было. Сразу после ареста Савицкого они наведались в будуар Жизели. В центре комнаты валялось два пустых чемодана, а по комнате были разбросаны газеты и журналы.
– И где же, по-вашему, должны быть деньги?
– Я не знаю. И если вы их все-таки отыщете, я вам буду очень признателен, – едко произнес Савицкий.
– Ай-ай-ай, – покачал головой Виноградов. – Как же так получилось, что вас, такого опытного мошенника, обвели вокруг пальца? Даже как-то стыдно, право.
– Послушайте, – в глазах Савицкого вспыхнул огонек. – Мне кажется, что еще не все потеряно. Вам нужно ехать на Остоженку, Анна.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) сочетал в себе два высоких призвания: как духовник огромной паствы — старческое и как магистр Московской Духовной Академии — богословское. В своих проповедях и наставлениях отец Иоанн часто повторял: «Мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями, делами и пожеланиями и всячески избегать того, что оскорбляет Бога и удаляет Его из нашего сердца». Старец как бы за руку вел человека по ступеням лестницы духовно-нравственного совершенствования. Сначала учил замечать помыслы (что очень непросто для новоначальных), открывать их духовнику, и, наконец, бороться с ними. Он называл внимание первым средством для очищения души: «Что касается духовной жизни и очищения души от греховного мусора, то первым средством в этом деле является бодрствование духа». В письмах старец также часто писал своим чадам о внимании: «Будем внимать себе!»; «Будь повнимательнее к себе самой»; «Желаю тебе быть лучше и обратить особое внимание на свою бессмертную душу».
— …А я прервала общение с подругой, когда узнала, что она стала встречаться с женатым мужиком! — написала одна виртуальная знакомая. — Получилось так, что я этого человека отдаленно знаю, есть общие знакомые. У него трое детей, мал мала меньше, младшему еще нет и двух лет… Ну конечно, жена вся в детях, а этот козел, значит, нашел себе развлечение на стороне…
— Так а подруга-то знает, что у него жена и дети малые?
— Знает, в том-то и дело! И только смеется. У нас, говорит, не каменный век, свободная страна, каждый живет, как хочет… Как так можно? Я терпеть не могу таких беспринципных девок, которые походя влезают в чужую семью… Если бы не было их, таких, на все готовых, то не было бы и половины разводов… Подруга близкая достаточно, дружим много лет. То есть дружили, наверное, уже… Зная о ней такое, даже видеть ее не хочу теперь!..
Человек несет ответственность лишь за то, что он совершил. Об этом было сообщено рабам Господа через ниспосланные книги и пророков. К тому же Аллах дал человеку совесть, чтобы различать добро и зло, правильное от неправильного. Обладатели здравого рассудка должны прислушиваться к голосу своей совести.
Человеку дано право по своей воле свободно выбирать между правильным и ошибочным. Поэтому каждый будет отвечать за свои поступки. Никто не понесет чужого бремени, не ответит за чужие грехи. Не могут отвечать за какого-то убийцу, вора или мошенника его родные, друзья или потомки. Следовательно, и ни один грешник не сможет взять на себя чужие грехи. Однако человек, подстрекающий других ко злу, и сам получит наказание.
К примеру, если кто-то помешает другому совершать поклонение, говоря “можешь сегодня пропустить ибадат, грех за это я беру на себя”, он не сможет взять на себя грех за пропущенное другим поклонение, но понесет наказание за воспрепятствование.
Под таким заголовком в прошлом номере «НМ» была опубликована аннотация материала с видеоконференции Кишинев — Москва на тему: «Итоги выборов в Молдове. Митинг или путч», состоявшейся в представительстве РАМИ РИА Новости в РМ. С детальной информацией о событиях черного вторника — 7 апреля 2009 года — представителей отечественных и зарубежных печатных и электронных СМИ ознакомили и ответили на многочисленные вопросы журналистов экс-министр внутренних дел Молдовы, председатель парламентской комиссии по юридическим вопросам, назначениям и иммунитету Владимир Цуркан и председатель комиссии по внешней политике и европейской интеграции парламента Молдовы Григорий Петренко.
Народ не забудет никогда
По просьбе российских журналистов, собравшихся в Москве, в Агентстве международной информации РИА Новости, Владимир Цуркан и Григорий Петренко остановились на тяжелейшем испытании, которое обрушилось на нашу страну 7 апреля нынешнего года, дали оценку тому, что случилось.
Грех — преступление закона Божия. Св. Писание говорит: «Грех есть беззаконие».
Содержание
Противоестественность греха
Грех противоестесвен, то есть противоречит замыслу Божию о человеке, человеческой природе.
Преп. Иоанн Дамаскин пишет:
«Божество — благо и преблаго; такова же и воля Его. Ибо то, что Бог желает, — благо. Закон же есть заповедь, научающая этому, чтобы мы, пребывая в нем, были в свете; нарушение заповеди есть грех. Грех же происходит от внушения дьявола и нашего непринужденного и добровольного принятия.
Епископ Васильсурский Варнава (Беляев). Основы искусства святости.
Грех по его развитии в человеке. Зарождение греха
Виды и размеры грехов. Страсть. Порочность
Не будь греха, человек зажил бы не только доброй, духовной, но и счастливой телесной жизнью. Люди были бы ласковы, приветливы, любовны, доброжелательны. Не было бы ни ссор, ни мятежей, ни войн. Но Бог падением человека воспользовался к лучшему. Ибо чем обладал Адам до падения? Земным раем — и только. Но так как первые люди «изгнаны были из рая за нераскаянность, потом раскаялись, много плакали и бедствовали, то Владыка всяческих Бог, за труды их и поты, за бедствия, претерпенные ими, и за доброе их покаяние, благоволил паче почтить их и прославить, чтобы заставить их забыть все понесенное ими зло. И что же делает? Смотри, сколь велико человеколюбие Его!
10 марта католический епископ Джанфранко Джиротти перечислил в интервью семь новых смертных грехов. Он подчеркнул, что все они — следствие глобализации и теперь грех обретает «общественный резонанс». Новость подхватило американское агентство Bloomberg, затем лондонская The Times. А неделю спустя генеральный секретарь Конференции католических епископов России, священник Игорь Ковалевский официально заявил «Неделе»: «Нового списка смертных грехов католическая церковь не принимала», а слова Джиротти «некорректно интерпретированы». Так что же все-таки хотел сказать епископ? И как относятся к расширению списка смертных грехов православные?
Традиционный список:
1. Гордыня (Superbia)
Чрезмерная увлеченность собственным «я» и отказ от осознания собственной греховности. Ницшеанцы, берегитесь.
2. Зависть (Invidia)
Повезло однокурснику с женой, коллеге — с окладом. А на самом деле — у каждого есть и поводы для гордости, и для грусти.
3. Обжорство
Мариэтт Каневет
В результате упрощения, вызванного многовековой дистанцией, или, может быть, поспешного и выборочного знакомства с текстами, часто полагают и порой пишут, что патристическое богословие, — и в особенности богословие IV и V веков, представленное Никейским, Константинопольским, Ефесским и Халкидонским соборами, — отдало предпочтение догматике воплощения в ущерб размышлениям о человеческой жизни Иисуса как таковой, не учитывая при этом всего того, что событие воскресения радикальным образом привнесло в откровение. Говоря кратко, Отцы Церкви, возможно, считали, что все свершившееся в воскресении уже присутствует в момент воплощения и что единение Бога и людей во Христе тотально и совершенно с момента Его рождения; следствие этого — преобладание вневременных суждений об онтологическом единстве Его личности, почти полное отсутствие суждений о становлении Его земной жизни и развитие мариологического богословия в ущерб.
Вопросы священнику. Новые ответы
Отвечает священник Анатолий Коньков, , настоятель храма во имя святителя Луки, архиепископа Крымского, исповедника
Я общалась с человеком, который говорил, что он священнослужитель, и мне написал следующее: «Господь прощает всех, но не постоянно, этого не забудь… Если у тебя есть „твое” мнение, то оно, однозначно, дьявольское, потому что только Бог и сатана в духовном мире, и если мнение ,,твое” не совпадает со Священным Писанием, то оно идет вразрез с Божьим… А по отношению ко мне советую быть поосторожнее, священство под защитой Всевышнего, и проклятие нечестивым за злословие Священства Бог не отменял. Советую покаяться и найти Церковь, проповедующую Евангелие Иисуса Христа, пока не поздно». Скажите, разве проклятия — это не грех? Ирина
Уважаемая Ирина! Не совсем понятно из Вашего письма, как Вы общались с этим человеком. Если по Интернету, то в его обширных пространствах можно встретить и увидеть все что угодно.
Природа человека
Мужчина и женщина были созданы по «образу и подобию» Божьему как существа, наделенные индивидуальностью, силой и свободой мыслить и действовать. Тело, разум и дух каждого из них представляли собой неделимое целое, и хотя люди были созданы как свободные существа, их жизнь зависела от Бога. Однако, не послушав Бога, наши прародители отвергли свою духовную зависимость от Него и утратили то высокое положение, которое они занимали перед Богом. Образ Божий в них оказался искаженным, и они стали подвержены смерти. Их потомки наследуют греховную природу падшего человека. Они рождаются со слабостями и склонностями ко злу. Но Бог во Христе примирил с Собою мир и Духом Своим восстанавливает в тех, кто приходит к Нему с покаянием, образ Творца. Созданные для славы Божьей, мы призваны любить Его и друг друга и заботиться о мире, окружающем нас (Основание веры, 7).
Грех — преступление закона Божия. Св. Писание говорит: «Грех есть беззаконие» (1Ин. 3, 4).
Грех — преступление закона Божия. Св. Писание говорит: «Грех есть беззаконие» (1Ин. 3, 4). Грех противоестесвен, то есть противоречит замыслу Божию о человеке, человеческой природе. Преп. Иоанн Дамаскин пишет: «Божество — благо и преблаго; такова же и воля Его. Ибо то, что Бог желает, — благо.
Закон же есть заповедь, научающая этому, чтобы мы, пребывая в нем, были в свете; нарушение заповеди есть грех. Грех же происходит от внушения дьявола и нашего непринужденного и добровольного принятия. Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)». Блаж. Феофилакт Болгарский: «Грех есть уклонение от цели назначенной человеку по природе».
Святитель Григорий Нисский: «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе.