Как Булгаков относился к религии?

Как относился Михаил Булгаков к религии? Если посмотреть различные публикации на эту тему, то можно заметить тенденциозность. Чаще всего Булгакова называют богохульником, еретиком или даже сатанистом.

Примечательно, что такой версии придерживается Александр Невзоров. Вот что он говорил о литературе:

«Возвращаясь к вопросу русской культуры, надо прекрасно понимать, что русская культура – это не только религиозный фанатик Достоевский с его откровенно пропагандистскими книжками. Надо понимать, что это ещё и Герцин – атеист, Тургенев – атеист, Белинский, Писарев, проклятый церковью Толстой, Куприн, полукатолик Чаадаев, сатанист Булгаков, вообще не понятно кто, но скорее всего атеист Лермонтов, масон Радищев».

Был ли в действительности Булгаков сатанистом? Конечно, на этот вопрос невозможно ответить, если не изучить биографию писателя, в частности «Жизнеописание Михаила Булгакова» Чудаковой и биографию из серии ЖЗЛ, которую написал Алексей Варламов.

1.3. С. Н. Булгаков и Н. А. Бердяев о религиозно-антропологическом 1.3. С. Н. Булгаков и Н. А. Бердяев о религиозно-антропологическом содержании буддизма
У русского религиозного философа С. Н. Булгакова, конечно же, нет работ, специально посвященных буддизму, и вообще буддийской философии в его работах не уделяется много внимания. За исключением, пожалуй, его самого сокровенного произведения «Свет невечерний», после написания которого Булгаков практически полностью посвящает свое творчество богословию.
Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. Т. I. С. XX.
О своем произведении Булгаков пишет: «В этом „собранье пестрых гнав» мне хотелось выявить в философствовании или воплотить в умозрении религиозные созерцания, связанные с жизнью в Православии»111. Писалась данная работа долго, в годы социальных катаклизмов, в годы острого предчувствия кризиса культуры, обусловленного крушением ее ценностей.

ХРИСТИАНСТВО

Мировая религия, объединяющая последователей учения Иисуса Христа, изложенного в Новом завете — четырех Евангелиях (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), Деяниях апостолов и некоторых других священных текстах. Священной книгой X. признается также Ветхий завет, собственно Библия, почитаемая также приверженцами иудаизма. Согласно рассказам Евангелий, Иисус Христос был казнен (распят на кресте) римским прокуратором (правителем) Иудеи Понтием Пилатом. Традиция относит это событие к 33 г. Иисус Христос был сыном Божьим и своей жертвой искупил грехи человечества. На третий день после казни он воскрес, явился своим ученикам (апостолам), а затем вознесся на небо. Последователи X. верят во второе пришествие Христа, когда он будет судить всех живых и мертвых, даруя вечное блаженство праведникам и адские муки грешникам. В 1054 г. X. раскололось на две церкви — восточную православную и западную католическую.

Религиозное мировоззрение М.Булгакова.

Религиозное мировоззрение — это, на мой взгляд, так сказать «верхний этаж» мировоззрения вообще, то есть система взглядов на устройство Универсума , а именно взглядов на структуру Универсума (из каких миров он состоит и как они связаны), на цели Универсумаесли они есть), на место человека в Универсуме и его (человека) цели.
В частности здесь рассматривается как один из важнейших вопрос о том существует ли Бог, и если существует, то, что он собой представляет. Вообще, религиозные мировоззрения оформля-
ются в виде религий (конфессий) или философских систем. Человек может примыкать к одной из традиционных конфессий или он может быть автором своего оригинального мировоззрения.

Сергей Николаевич Булгаков (1871 – 1944) – выдающийся руcский философ, социальный мыслитель, богослов – родился в семье священника в Орловской губернии. Получил строго религиозное воспитание. Окончил юридический факультет Московского университета по специальности «политэкономия». Начал публиковаться с 1896 г., стал ключевой фигурой в рядах марксистов. На рубеже веков пережил духовный кризис и в конечном счете пришел к религиозной философии. С 1901 по 1918 г. преподавал политэкономию в Киеве и Москве, опубликовал фундаментальные работы.

Особенности формирования русской религиозной философии XX века. Изучение жизненного пути и философской системы С.Н. Булгакова. Описания его пути от философии к богословию. Анализ богословского творчества философа, его роли в развитии мировой философии.

Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX — XX в. в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами.

В 1918 году, на Пятидесятницу, Сергей Булгаков был рукоположен в иереи в Даниловском монастыре в Москве епископом Феодором Волоколамским, который семь лет до этого рукоположил Павла Флоренского. В тот день в церкви находились почти все главные представители религиозно-философского возрождения начала XX века: Флоренский, Бердяев, Шестов, Гершензон, Вяч. Иванов и другие. Этот рискованный по тем временам жест со стороны интеллигента Сергия Булгакова является следствием сложного религиозного пути, о котором он рассказывает в двух произведениях. Во-первых, в биографических фрагментах «Света невечернего», появившегося в 1917 г., где Булгаков касается проблемы «возможности» в кантианском смысле регилиозной философии. Во-вторых, в записках, сочиненных после рукоположения и незадолго до его изгнания из России в декабре 1922 г., когда он находился в Крыму. К сожалению, этот второй текст пропал в эпоху исторических катаклизмов, и существует лишь ряд отрывков.

Роман писался в период с 1928 по 1940 год. Это время очень сложное и жестокое. В нашей стране были революция и Гражданская война. В момент написания романа производятся репрессии, а в Европе процветает фашизм. И все это происходит за один год до Великой Отечественной войны. В это время размышления о добре и зле, о религии, силе, которая может предотвратить жестокость и агрессию, безусловно, являются важными и актуальными. И вообще вечные ценности подвергаются переоценке именно в трудные, критические времена. Так было всегда.

Рассказ Мастера — это интерпретация библейского сюжета самим автором. Между рассказом Мастера и библейским сюжетом четко видна параллель: Иешуа и Ершалаим — это не что иное, как Иисус и Иерусалим соответственно. Для меня Библия всегда была носителем десяти заповедей, которые являются сформулированной формой основных человеческих принципов. На этих принципах должно держаться и в какой-то мере держится современное общество.

Философские идеи С. Н. Булгакова

Известный русский философ, экономист, богослов Сергей Николаевич Булгаков (1871 — 1944) внес значительный вклад в русскую идеалистическую философию.

После нескольких лет работы приват-доцентом в Киевском университете в 1906 г. Булгаков переезжает в Москву, где становится приват-доцентом Московского университета, а с 1907 г. — профессором политэкономии Московского коммерческого института (ныне — Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова). Булгаков заинтересовывается философией Владимира Соловьева и начинает создавать собственную религиозно-философскую систему. Вместе с Бердяевым он редактирует журнал “Новый путь”, печатается в сборнике “Вехи” (1909). В 1912 г. была опубликована одна из наиболее известных книг Булгакова — “Философия хозяйства”, в которой он стремится осветить проблемы социальной философии и политэкономии с точки зрения религиозной христианской философии.

С.Н.БулгаковКАРЛ МАРКС КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ТИП

(Его отношение к религии человекобожия Л. Фейербаха)
Тема этого этюда может вызвать недоумение и потому нуждается в некотором объяснении. По моему убеждению, определяющей силой в духовной жизни человека является его религия,— не только в узком, но и в широком смысле слова, т. е. те высшие и последние ценности, которые признает человек над собою и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям. Определить действительный религиозный центр в человеке, найти его подлинную душевную сердцевину — это значит узнать о нем самое интимное и важное, после чего будет понятно все внешнее и производное. В указанном смысле можно говорить о религии у всякого человека, одинаково и у религиозно наивного, и у сознательно отрицающего всякую определенную форму религиозности.

Сергей Николаевич Булгаков — (16 июля 1871, Орловская губерния — 1944, Париж), экономист, философ, теолог.

Родился в небольшом городке Ливны Орловской губернии в семье сельского священника. Учился в духовном училище и в Орловской духовной семинарии (до 1888), затем в Елецкой классической гимназии.

Марксизм

1890 — Булгаков увлекается марксизмом, общается с К.Каутским, А.Бебелем, В.Адлером, состоит в переписке с Г.Плехановым.

1894 — закончил юридический факультет Московского университета. Выдержав магистерский экзамен, Булгаков стал преподавателем политической экономии в Московском техническом училище.

1901 — в начале года защитил в Московском университете диссертацию на степень магистра и поступил на службу ординарным профессором Киевского политехнического института по кафедре политической экономии. В ту пору популярность Булгакова в широких кругах русской интеллигенции создалась главным образом его публичными лекциями.

Булгаков и безверие. А.Кураев. глава из книги «Мастер и Маргарита: за Христа или против?»

5 января 1925 года Булгаков записал в своем дневнике: “Сегодня специально ходил в редакцию «Безбожника». Был с М[ишей] С[тоновым], и он очаровал меня с первых же шагов. – Что, вам стекла не бьют? – спросил он у первой же барышни, сидящей за столом – То есть как это (растерянно). Нет, не бьют (зловеще). – Жаль. – Хотел поцеловать его в его еврейский нос… Тираж, оказывается, 70 000, и весь расходится. В редакции сидит неимоверная сволочь, выходит, приходит; маленькая сцена, какие-то занавесы, декорации… На столе, на сцене, лежит какая-то священная книга, возможно, Библия, над ней склонились какие-то две головы. “Как в синагоге”, — сказал М., выходя со мной… Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера «Безбожника», был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне.

РЕЛИГИОЗНАЯ МЕТАФИЗИКА ИСТОРИИ С. Н. БУЛГАКОВАИ Н. А. БЕРДЯЕВА РЕЛИГИОЗНАЯ МЕТАФИЗИКА ИСТОРИИ С. Н. БУЛГАКОВАИ Н. А. БЕРДЯЕВА В интересующем нас отношении Булгаков и Бердяев являются наиболее значительными продолжателями и учениками Владимира Соловьева. Пребывание во «временных марксистах» (выра-жение Г. В. Плеханова) принесло обоим репутацию самых компетентных наряду с П. Б. Струве и М. И. Туган-Барановским критиков социализма в России. Этот ревизионизм в годы реакции после первой русской революции одинаково высоко ценился и в лагере кадетской буржуазии, и в стане официального православия с его близостью к черносотенным кругам. Церковным иерархам особенно импонировало возвращение обоих соловьевцев в лоно казенного православия, их обращение назад к христианскому ор- тодоксализму.

БУЛГАКОВ, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

БУЛГАКОВ, СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1871–1944), русский философ и богослов. Родился в Ливнах Орловской губернии 16 (28) июня 1871. Окончил юридический факультет Московского университета, в 1890-х годах увлекался марксизмом, был близок к социал-демократам. Смысл дальнейшей мировоззренческой эволюции Булгакова вполне определенно передает заглавие его книги От марксизма к идеализму (1903). Он участвует в сборниках Проблемы идеализма (1902) и Вехи (1909), в религиозно-философских журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни», издательстве «Путь». Религиозно-метафизическая позиция Булгакова нашла вполне последовательное выражение в двух его сочинениях: Философия хозяйства (1912) и Свет Невечерний (1917). В 1918 он стал священником, в 1922 был выслан из России. С 1925 и до конца своих дней руководил Православным богословским институтом в Париже.

Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: