Кто такие двоедане?

1
Двоеданы – одно из названий старообрядцев, появившееся из-за их записи в двойной подушный оклад по Указу Петра I.

Жестокие репрессии конца семнадцатого века уступили место чисто практическому подходу Петра, весьма далекого от богословских споров и устроившего очередную радикальную церковную реформу, упразднившую патриаршество. Как и к другим проблемам, к старообрядчеству Пётр подошел прежде всего с позиции казны.

Император повелел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они не проживали, и обложить их двойной податью» (отсюда народное прозвище старообрядцев — «двоедане») . Тех же, кто укрывался от переписи, если находили, то предавали суду. Взыскивали с них за прошедшее время двойной налог или ссылали на каторгу. Тем не менее, согласно указу, теперь старообрядцы могли жить открыто. Им строго воспрещалось обращать в раскол своих домашних и других людей. Кроме того, раскольники не допускались к общественным должностям, и их свидетельства против…

2

Старообря дчество, старове рие, древлеправосла вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской Церкви. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905[1][2] в Российской Империи официально именовались «раскольниками». В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного Собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных…

3
Originally posted by blog_shumkov at Двоедане

Рядом с селом где я родился есть двоеданское кладбище.
Не полагалось им не жить ни умирать рядом с мирскими.
Правда теперь на нем хоронят всех, не разбирая двоеданин или нет.
О том, кто такие двоедане, чем они отличались от людей обычных и почему их много было в наших краях-тема долгая.
Понатворил делов патриарх Никон со своей реформой Русской Церкви в середине 17 века. Правда, уже в 1666 году Собор самого отстраненного Никона за «перегибы» осудил, зато реформу, расколовшую всех верующих России надвое, утвердил и продолжил.
Тех же кто отказался подчиняться новым порядкам называли раскольники, старообрядцы и преследовали жестко, если не сказать жестоко.
Оттого и искали они себе место на окраине к которой в то время относилась Тобольская губерния.
Да и сами они ни государство ни официальную церковь ни вероотступников шибко не жаловали. Никон за свои деяния получил прозвище «Антихрист». Тех кто…

4
blog_shumkov11 января, 2011

Рядом с селом где я родился есть двоеданское кладбище.
Не полагалось им не жить ни умирать рядом с мирскими.
Правда теперь на нем хоронят всех, не разбирая двоеданин или нет.
О том, кто такие двоедане, чем они отличались от людей обычных и почему их много было в наших краях-тема долгая.
Понатворил делов патриарх Никон со своей реформой Русской Церкви в середине 17 века. Правда, уже в 1666 году Собор самого отстраненного Никона за «перегибы» осудил, зато реформу, расколовшую всех верующих России надвое, утвердил и продолжил.
Тех же кто отказался подчиняться новым порядкам называли раскольники, старообрядцы и преследовали жестко, если не сказать жестоко.
Оттого и искали они себе место на окраине к которой в то время относилась Тобольская губерния.
Да и сами они ни государство ни официальную церковь ни вероотступников шибко не жаловали. Никон за свои деяния получил прозвище «Антихрист». Тех кто отступил от дедовских…

5
Может есть какой-нибудь толк с таким самоназванием?
Нет, общее название староверов, «народное». Наиболее распространенная сейчас версия происхождения названия — как Катя написала, из «двойная дань» (в частности, двоеданами называли и вообще людей, платящих двойную дань, в википедии примеры приведены — лопари платили дань одновременно князю Александру Невскому и норвежцам, в Сибири были народы, которые платили дать одновременно России и Китаю). Но есть и другая версия, тоже не лишенная смысла. Двоеданами в народе их называли от «двойная еда». Староверы имели двойной набор посуды для гостей, не членов семьи, чтобы не оскверниться, ели отдельно, а часто и выбрасывали «оскверненную» посуду.
6
Двоеданы одно из названий старообрядцев, появившееся из-за их записи в двойной подушный оклад по Указу Петра I.

Жестокие репрессии конца семнадцатого века уступили место чисто практическому подходу Петра, весьма далекого от богословских споров и устроившего очередную радикальную церковную реформу, упразднившую патриаршество. Как и к другим проблемам, к старообрядчеству Птр подошел прежде всего с позиции казны.

Император повелел переписать всех раскольников мужского и женского пола, где бы они не проживали, и обложить их двойной податью (отсюда народное прозвище старообрядцев двоедане) . Тех же, кто укрывался от переписи, если находили, то предавали суду. Взыскивали с них за прошедшее время двойной налог или ссылали на каторгу. Тем не менее, согласно указу, теперь старообрядцы могли жить открыто. Им строго воспрещалось обращать в раскол своих домашних и других людей. Кроме того, раскольники не допускались к общественным должностям, и их свидетельства против придерживавшихся…

7

Тема истории русского населения неразрывно связана с историей православия. А одной из самых значительных линий в истории православия на Урале и в Зауралье XVIII в. была линия старообрядческая или, если угодно, борьбы официального православия и государства со старообрядчеством.

Гонение на старообрядчество основывалось на заблуждениях и невежестве

Тема истории русского населения неразрывно связана с историей православия. А одной из самых значительных линий в истории православия на Урале и в Зауралье XVIII в. была линия старообрядческая или, если угодно, борьбы официального православия и государства со старообрядчеством.

Так получилось, что работ, посвященных истории раскола, в наших краях немного, и мы очень мало знаем об этом. Я постараюсь на нескольких примерах показать, как же обстояло дело собственно в Челябинске и в близлежащих местах, хотя картина будет очень фрагментарная…

Неверно поняли указ

Собственно, когда начинаешь читать документы, а…

8
Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права…

9

В селе Исетском каждое лето поминают «старообрядческого молитвенника и печальника края Исетского», духовного руководителя урало-сибирских крестьян-старообрядцев Мирона Галанина. Он знал богословие, владел риторикой, был талантливым писателем.

Родина подвижника

На родине подвижника в Исетском народном краеведческом музее работают постоянно действующие выставки старообрядческих книг, предметов быта, картин художников-земляков, пишущих сюжеты на эту тему. А образ Мирона Галанина воссоздан в гравюре тюменского живописца Евстафия Кобелева «Стара Исеть».

Дело в том, что приверженцы старой веры после никоновских реформ уже не принимали беглых попов из официальной церкви, решив, что «священство улетело в небо». Относя себя к так называемому «беспоповскому часовенному согласию», они сами выбирали духовного руководителя (уставщика) – грамотного уважаемого человека из своей среды, чаще – почтенного старца, способного вести службу. Таким авторитетом у кирсановской…

10

Глухой край между Исетью и Пышмой, находящийся в стороне от основных путей заселения Зауралья, стал местом, куда скрываясь от властей, устремились староверы и старообрядцы, раскольники, не желавшие мириться с введённой на Руси патриархом Никоном церковной реформой.

В Талицком крае более 20 деревень староверов. Так, в селе Бутка живут кержаки (приехали с берегов Керженца, левого притока Волги). Самый известный кержак – Ельцин Борис Николаевич – первый президент Российской
Федерации). В селе Катарач – двоедане (Петр Iустановил для староверов двойную дань), а в селе Медведково – староверы. Поэтому интересно было рассказать о быте, нравах и говоре этих людей и показать предметы их быта.

На протяжении пяти лет сотрудники музея собирали информацию о старообрядцах,встречались с людьми, которые могли что-то рассказать об этом, принимали участие врегиональной научно-практической конференции «Традиционные культы и верования»,где эта тема освещалась достаточно широко….

11
Двойная дань (двоеданы) — двойная подушная подать для хрис тиан-старообрядцев была отменена 8 ноября 1782 г. Подушная подать была введена в 1724 г. императором Петром I для всего мужского населения страны. Каждый взрослый мужчина должен был платить ежегодно налог на содержание государственного аппарата, армии и т.п. От подати освобождалось дворянство, а также духовные лица господствующего исповедания и некоторых других конфессий.

Старообрядцы же должны были платить подушную подать в двойном размере, причем один оклад зачислялся в государственные подати, а другой, в качестве штрафа «за раскол», отсылался в Синод.

Женщины-старообрядки тоже должны были платить этот налог, но в половинном против мужчин размере. Уплата двойной дани привела к тому, что в некоторых местностях староверов стали называть «двоеданами». Это название бытовало вплоть до конца XIX в., несмотря на то что двойная подать была отменена еще при Екатерине II.

Календарь РПСЦ. 2012. С….

12

Окрестности Тюмени богаты на события, факты, судьбы. Для того чтобы быть с ними сопричастным, далеко ехать не надо. Всего-то сотня километров.

Признаться, меня давно манили корни предков. Они неразрывно связаны со старообрядчеством – самым загадочным и противоречивым ответвлением христианства. Его центром традиционно считается Приисетье. Туда я и отправилась.

С неистовой силой

До деревни Кирсаново, возле которой кладбище с часовней главного наставника старообрядцев Мирона Галанина, я добралась быстро. Потом начались странные вещи. Вроде бы и путь мне указали, да и ехать недалеко, но я несколько раз проезжала мимо нужного места. Оказывается, смотрела совсем в другую сторону. И дело не в моей рассеянности. Такое случается часто. Местные жители говорят: «Не пускает Мирон посторонних людей!».

Уже совсем отчаявшись, я увидела возле леса заветные кресты с «домиками» сверху. Кладбище встретило звенящей тишиной. Давно здесь никто не бывал. Лишь на снегу петляли…

Загрузка...
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: