>
Сокровищница духовной мудрости
Монашество
Если мы любим Бога всем сердцем, то ни родителей, ни детей не должны предпочитать Богу (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 251).
***
Какое же преимущество монаха, если не хранение девства и нестяжание? Другие заповеди, как согласные с естеством, и все люди должны исполнять (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 37).
***
…Жребий монаха есть то, что превыше естества. Он воин Христов, потому должен вкусить страданий Его, чтобы получить и славу Его. И это также естественный закон, подтверждаемый чувственными делами. Не прославляются ли воины царские за то, что страдают вместе с Царем? Не по мере ли того, как страдает каждый, получает он здесь и похвалу? А насколько оказывается непотребным, настолько и подвергается бесчестию (сщмч. Петр Дамаскин, 75, 38).
***
Пребывая в келье своей, держи следующие три занятия: рукоделие, чтение…
Игумен Валериан (Головченко)
Отец Валериан, где вы служите?
В идеале монах должен быть в монастыре. Но я отношусь к так называемому «приходскому монашеству», т.е. служу на приходе. Давайте сразу вспомним о том, что в самой лучшей книге о монашестве – «Чинопоследовании монашеского пострига» – ясно сказано: «Пребудеши ли в монастыре сем, или же в месте, где от святого послушания тебе сказано будет». Монахам определено жить в монастыре, или там, где назначено послушание – на приходах. Как правило, посылают туда, где трудно – на «проблемные» приходы, которые из-за своей неустроенности будут очень сложны для женатого духовенства. Ведь женатый священник должен, кроме прочего, заботится и о своей семье. Так что я служу на приходе, а проживаю один в городской квартире.
Во сколько лет вы приняли постриг, как пришли к такому решению?
Я принял монашеский постриг, когда мне было 25 лет. Принял его вполне сознательно, не под влиянием каких-то внешних…
25-26 ноября в Москве в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына состоялся международный семинар «Богословие радости в свете наследия прот. Александра Шмемана». Организован семинар Домом русского зарубежья им. А. Солженицына и Журналом Московской Патриархии. Предлагаем вниманию читателей один из докладов, прозвучавших на семинаре.
Игумен Пётр (Мещеринов)
Протопресвитер Александр Шмеман и монашество.
I.
Принято считать (особенно в среде так называемых «ревнителей чистоты Православия»), что прот. Александр Шмеман монашество не понимал и не любил. Действительно, в «Дневниках» о. Александра мы не раз встречаемся с некоторым «ворчанием» в адрес монашества. Вот несколько примеров.
«Женский монастырь. С нами молодая игуменья Евгения. Всё “классично”. Опущенные глаза, походка, тихий голос… Но в душу закрадываются сомнения. Не о ней, конечно. Она, по-видимому, безупречна в этой классике. А обо всём этом стиле. Нагромождение икон, в большинстве своём –…
А разбросался монах, увлекся, например, наживою, возлюбил земные стяжания, пристрастился к деньгам, ну враг сейчас же и нападает на него и рвет его на части, и инок погибает.
Некоторый зажиточный простолюдин, задумав сделаться иноком, раздал большую часть своего имения нищим, но некоторую часть оставил на свои…
Sergey Gavrilov
2014-01-22 11:48:35
Современными и актуальным бывают научные работы и исследования, а советы как жить всегда индивидуальны. Язык появился, для того, чтобы под определенными словами понимали то, что эти слова означают, следовательно не нужно оправдывать либо унылый совет, либо унылое пояснение — непониманием других. «Например процесс не-думания, который вызвал бурную дискуссию имеет корни в буддизме и даосизме» — это вообще предельно понятно. «Не совсем понятен другим» — за всю историю человечества существовали тысячи сект и религий, образ жизни которых был бы не совсем понятен не «загоняющимся» «нормальным» людям, каждые последователи этих сект конечно утверждали, что именно их советы и мировозрение могут дать полное понимание существования и советы как необходимо жить, а большинство людей не обладают критическим мышлением и необходимым образованием, поэтому сразу кидаются выполнять советы, если ты назвал себя монахом и выглядешь преклонно, на деле, ты…
пер. Т. Г. Коммисаровой
I
(Дискуссия 340 г.)
Представление трону о том, что монах не должен соблюдать полную почтительность
При династии Цзинь, в 6-й год под девизом “сянь как”, Юй Бин, помогавший императору Чэн-ди, не достигшему на тот момент совершеннолетия, осуществлять правление, объявил, что все монахи должны проявлять полную почтительность в отношении правящей особы. Управляющий Письмоводителями Хэ Чжун и другие считали, что монах не должен проявлять полную почтительность. Дело было передано на подробное обсуждение в Палату Церемоний. Там Обладающие Обширными Познаниями Мужи согласились с мнением Хэ Чжуна. Однако чиновники Императорской Канцелярии поддержали, Юй Бина и подвергли критике их мнение. Тогда Управляющий Императорскими Письмоводителями Хэ Чжун, Помощники Государства Чжу Ся и Чжу…
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей
Введение
Книга первая. Об одеянии монашеском
Глава 1
Глава 2. О препоясании монаха
Глава 3. Об одежде монаха
Глава 4. О кукулях египтян
Глава 5. О колониях египтян
Глава 6. О шнурках
Глава 7. О епанчах
Глава 8. О милоти, козлиной коже
Глава 9. О жезле
Глава 10. Об обуви
Книга вторая. О правилах ночной молитвы и псалмопения
Глава 1
Глава 2. О разном числе псалмов для пения в разных областях
Глава 3. О соблюдении однообразного правила по всему Египту и об избрании начальников над братьями
Глава 4. По всему Египту и Фиваиде соблюдалось одно правило — читать двенадцать псалмов
Глава 5. О чтении двенадцати псалмов по наставлению ангела
Глава 6. Об обычае прочитывать двенадцать молитв
Глава 7. О чине и молитве
Глава 8. О совершении…
Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Апрель. Описание громадного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком на английский манер. Егор Семеныч страстный садовод, посвятивший жизнь своему саду и не знающий, кому перед смертью передать своё хозяйство. В ночь, когда приезжает Коврин, Егор Семеныч с Таней спят поочерёдно: следят за работниками, которые спасают деревья от заморозков. Коврин с Таней идут в сад, вспоминают детство. Из разговора легко догадаться, что Таня неравнодушна к Коврину и что ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а её превратил в покорную помощницу. Таня тоже нравится Коврину, он предполагает, что может всерьёз увлечься, но эта мысль скорее смешит, чем всерьёз занимает его.
В деревне он ведёт такую же…
Валаамские иноки не скучают зимой, когда Ладогу сковывают льды, а поток паломников иссякает. И напротив, частенько страдают в летний сезон, во время наплыва на остров туристов. 0 том, как живут и принимают паломников иноки Валаамской обители, которая славится своим строгим уставом, рассказывает игумен монастыря владыка Панкратий (Жердев).
Послушание на веслах
— Владыко, Валаамский монастырь знаменит своим строгим уставом, ранними подъемами, продолжительными богослужениями. Какова цель такого аскетичного уклада, позаимствованного, у Саровской обители?
— Да, Валаам — это Северный Афон, и устав в обители строгий. Но строгость должна быть обоснованной. Господь в Евангелии сказал: «…суббота для человека, а не человек для субботы. (Мк. 2:27). Все церковные установления, богослужения, таинства направляют человека на путь спасения, преодоления греха, зла, предопределяют духовный рост и укрепление в добродетелях.
Когда же внутренней стороной пренебрегают, то…