Принцип атеизма - это борьба ? Борьба с кем? | Христианский портал мир вам

Принцип атеизма — это борьба ? Борьба с кем?

1

Алексей Юдин

Я бы прежде всего начал с того, что уточнил бы, что такое атеизм. Исследователи различают две категории атеизма: практический и теоретический. Под практическим понимается позиция человека, при которой он в своей жизни явно или неявно отрицает существование Бога (а может просто не обращать на него никакого внимания). И это очень близко к тому, что понимают под религиозным индифферентизмом — человеку совершенно безразлично наличие или отсутствие Бога, он вообще не ставит перед собой таких вопросов. В случае же теоретического атеизма, человек ставит перед собой вопрос существования Бога и решает его отрицательно. При этом человек опирается на свои знания в философии, истории, гуманитарной проблематики. И такой индивид может доказательно отрицать существования Бога. Но таких теоретических атеистов сегодня совсем немного. Гораздо шире встречается доктринальный атеизм (это элемент марксистского мировоззрения). Есть политический атеизм, где атеизм является если не…

2
30/09/03, Егор С.
А прикольно. Да и с кем еще бороться? Нема достойных. Всем скучающим этим дождливым вечером предлагаю встать под Экзеша, чтобы забороть ядовитую гадину под названием атеизм. Несколько странно, конечно, нафиг это нужно лично Экзешу, еще более странно, откуль у него уверенность, что бороться нужно именно с атеистами, а не с клерикалами, ну да какая нам, на хрен, разница? Всем желающим принять участие в «Крестовом походе» становиться в очередь, будем колбасить тех, кто отказывается верить в недоказуемое.

30/09/03, ТьфуНаВас
Прежде всего, бороться с атеизмом должны сами атеисты, поскольку что народ делиться на три части: верующие, неверующие и атеисты. С верующими всё понятно, у них свои боги, свои идолы, свои жертвенники и прочее. А вот «неверующие» очень часто называют себя атеистами, хотя таковыми не являются. Для верующих, что неверующий, что атеист — один хрен. Однако! Неверующий, как правило, верует в отсутствие божества ( за что часто и бывает бит…

3

Что такое атеизм? (1)
Атеизм (франц. atheisme — от греч. atheos — безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений, культов и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Достаточно ли не верить в бога, чтобы быть атеистом? (2)
Атеизм является не «простым неверием в бога», а представляет собой мировоззрение, включающее в себя научные, моральные и социальные основания для отрицания существования бога и философию жизни без бога.
Для настоящего атеиста «Бога — нет!» — мало.

Что же признаёт атеизм, на чём основывается? (3)

Атеизм основывается на признании естественного, окружающего человека мира единственным и самодостаточным, а религии и богов считает творением самого человека.

Атеизм основывается на естественнонаучном постижении мира, противопоставляя полученное таким путём знание — вере.

Атеизм, основываясь на принципах светского…

4

4 декабря исполняется 70 лет со дня смерти знаменитого Емельяна Ярославского, одиозного председателя Союза воинствующих безбожников, главного идеолога и организатора борьбы с религией в Советском Союзе. О том, как в СССР изучали религию, и какие последствия программа научного атеизма имела для научной и человеческой совести его приверженцев, мы беседуем с Константином Антоновым, доктором философских наук, заведующим кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета ПСТГУ.

Безбожники у станка

– Зачем вообще советской власти было нужно религиоведение?

– Чтобы успешнее бороться с религией.

– Как начиналась такая борьба?

– Одной из первых дискуссий по поводу религии была дискуссия между всем известным Емельяном Ярославским (Минеем Губельманом) и гораздо менее известной Марией Костеловской, старой большевичкой, прошедшей в свое время тюрьмы и каторги. Она была главным редактором журнала …

5

Наша Вселенная

Известно, что любая наука (а если шире, то любая логическая конструкция человеческой мысли) опирается на какие-то исходные позиции, принципиальные положения, недоказуемые в рамках данной науки (данной конструкции) и соответствующие, как правило, определенным идеям об общемировом порядке.

Первый пример этого общенаучного принципа, сформулировал еще Эвклид в его геометрии, построенной на определенных постулатах, принятых как некоторая изначальная данность.

В середине прошлого века это положение – об обязательном присутствии некоторых базовых оснований в любом научном построении – обретает свою философскую доказанность и становится общепринятым.

В работах научно-атеистического направления такое общефилософское положение об основополагающих принципах не отрицается, а, наоборот, пропагандируется (см. например Е. Дулуман Откуда знаем, что Бога нет?).

Однако сколько-нибудь систематической подборки принципиальных положений атеистического…

6

Я хочу стать атеистом. Я хочу обратиться в атеизм. Я хочу, чтобы меня посвятили в атеизм, убедили, уверили, доказали, что атеизм – это единственно верное учение, и нет больше на свете ничего реального, кроме атеизма. Я был бы счастлив.

Я отдаю себе отчет, что атеизм не научная теория, а вера. Такая же вера, как буддизм, как ислам, как христианство. Научная теория отличается от веры тем, что её можно доказать, проверить и продемонстрировать её выводы на практике. Но как доказать, что Бога нет? Или что Он есть? Еще Кант признал – и целую книжку написал – что теоретический разум одинаково бессилен и доказать, и опровергнуть бытие Бога. Будь здесь возможно математическое доказательство, оно было бы уже предъявлено, и всё было бы просто, как таблица умножения или теорема Пифагора. С таблицей умножения не спорят. Она просто есть. Она доказана, проверена, она работает на практике. И сейчас, и две тысячи лет назад, и будет работать две тысячи лет спустя. Верить в нее…

7

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ АТЕИЗМА И РЕЛИГИИ

ИСТОРИЯ

И ТЕОРИЯ АТЕИЗМА

ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ДОРАБОТАННОЕ

Допущено Министерством высшего и среднего специального образованияСССР

в качестве учебного пособия для студентов философских факультетов и отделений

государственных университетов

Москва «Мысль» 1987

РЕДАКЦИИ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Редакционная коллегия:

профессор М. П. НОВИКОВ (ответственный редактор), доцент Ф. Г. ОВСИЕНКО, профессор Д. М. УГРИНОВИЧ, профессор И. Н. ЯБЛОКОВ

Авторский коллектив:

канд. филос. наук Г. Л. Баканурский, канд. филос. наук Ю. Ф. Борунков, канд. филос. наук В. В. Винокуров, канд. филос. наук Н. К. Дмитриева, д-р филос. наук В. И. Добренькое, д-р филос. наук И. Г. Иванов, канд. филос. наук А. Н. Критиков, канд. филос. наук Я. Д. Куфакова, канд. филос. наук К. И. Никонов, д-р филос. наук М. П….

8

4 декабря исполняется 70 лет со дня смерти знаменитого Емельяна Ярославского, одиозного председателя Союза воинствующих безбожников, главного идеолога и организатора борьбы с религией в Советском Союзе. О том, как в СССР изучали религию, и какие последствия программа научного атеизма имела для научной и человеческой совести его приверженцев, мы беседуем с Константином Антоновым, доктором философских наук, заведующим кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета ПСТГУ.

Безбожники у станка

– Зачем вообще советской власти было нужно религиоведение?

– Чтобы успешнее бороться с религией.

– Как начиналась такая борьба?

– Одной из первых дискуссий по поводу религии была дискуссия между всем известным Емельяном Ярославским (Минеем Губельманом) и гораздо менее известной Марией Костеловской, старой большевичкой, прошедшей в свое время тюрьмы и каторги. Она была главным редактором журнала «Безбожник у станка». И…

9

Глава XXII

Вершиной развития атеистической мысли стал марксистский атеизм. Атеизм — неотъемлемая сторона марксистского учения.

Историческне условия появления марксистского атеизма. Возникновение марксизма означало переворот в понимании природных и общественных закономерностей, человека как социального существа, его сознания и деятельности. Марксистское учение указало реальные пути освобождения человечества от всех видов социального и духовного отчуждения и гнета, ликвидации эксплуататорского строя и построения нового общества. Это стало возможным с углублением антагонистических противоречий капита-

18 Добролюбов Н. А. Собр. соч : В 6 т. Т. 3 М , Л , 1962. С. 347.

диетической формации, с выходом на историческую арену революционного пролетариата, с успехами классовой борьбы трудящихся и угнетенных.

С эпохой капитализма тесно связаны не только ускорение темпов социальной жизни и бурный рост общественного производства, но и невиданный доселе…

10

Борьба реакционных классов против материализма началась с самого его возникновения – а возник материализм тогда же, когда возникла философия. Сразу, как только возникла философия, она распалась на два течения – материализм и идеализм. То есть, как только люди стали пытаться сознательно объяснить, как устроен мир – одни из них объясняли его материалистически, а другие – идеалистически.

И сразу же реакционные классы, живущие угнетением и заинтересованные в том, чтобы его сохранить, стали преследовать и материализм, и философов-материалистов. Материализм преследовали и рабовладельцы в античные времена, и феодалы в средние века, и буржуазия в новейшее время.

В древней Греции произведения выдающегося материалиста Демокрита, основателя учения об атомистическом строении материи, отрицавшего вмешательство богов в жизнь природы и в человеческие дела, уничтожались реакционерами-аристократами. Философ-материалист Анаксагор был изгнан из Афин по обвинению в безбожии….

11

На рубеже XVIII-XIX веков в русле общей устремлённости к просвещению и рационалистическому постижению жизни искание царства правды, лежащее в глубине души русского народа, стало проявляться внешне уже не столько на почве религиозной мотивации, сколько в форме протеста передовых представителей русской интеллигенции против несправедливостей общественного устройства. «Первым русским интеллигентом был Радищев… Слова Радищева “душа моя страданиями человеческими уязвлена была” конструировали тип русской интеллигенции… Французские идеи преломлялись в русской душе прежде всего как сострадательность и человеколюбие… Первые шаги русской интеллигенции на путях просвещения сознания, а не революции, сопровождались жертвами и страданиями, тюрьмой и каторгой lt; Радищев, Новиков gt;… Само сознание было у нас восстанием против окружающей действительности, против императорской России. Просвещение разрушило старую веру в православное царство и искание царства приняло другое направление,…
12

поиск по сайту

Подписка на новости

Разное



Борис Левин
Принципы научного атеизма

Известно, что любая наука (а если шире, то любая логическая конструкция человеческой мысли) опирается на какие-то исходные позиции, принципиальные положения, недоказуемые в рамках данной науки (данной конструкции) и соответствующие, как правило, определенным идеям об общемировом порядке.

Первый пример этого общенаучного принципа, сформулировал еще Эвклид в его геометрии, построенной на определенных постулатах, принятых как некоторая изначальная данность.

В середине прошлого века это положение – об обязательном присутствии некоторых базовых оснований в любом научном построении – обретает свою философскую доказанность и становится общепринятым.

В работах научно-атеистического направления такое общефилософское положение об основополагающих принципах не отрицается, а, наоборот, пропагандируется…

13

Историк Николай Митрохин в дискуссии по поводу Меморандума Комиссии по борьбе с лженаукой РАН обратил внимание на очень интересную связку: борьба с лженаукой (Комиссия РАН) — просветительская деятельность (фонд «Эволюция») — новый атеизм (российское представительство общественного движения «Брайтс»).

Движение «Брайтс» было основано в 2003 году, популярность оно получило благодаря усилиям так называемых «новых атеистов», которые своими статьями и книгами привлекли к этому движению внимание. Понятие «новые атеисты» [1] обозначает группу британских и американских интеллектуалов: прежде всего, Ричард Докинз, Дэниел Деннет, Кристофер Хитченс, Сэм Харрис и другие, которые в середине нулевых годов XXI века опубликовали целую серию крайне популярных — в медийном и коммерческом плане — антирелигиозных сочинений с характерными названиями: «Бог как иллюзия» (2006), «Разрушая заклятие» (2006), «Конец веры: религия, террор и будущее разума» (2004), «Бог не велик: как религия все портит»…

14

Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты

Ваш комментарий о книге Вороницын И. История атеизма

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

БОРЬБА С РЕЛИГИЕЙ И АТЕИЗМ В ЭПОХУ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

1. Борьба с религией в первый период революции (1789—1792)

«Философская битва» была выиграна. Последнее десятилетие перед революцией уже не представляет нам ярких выступлений и ожесточенных боев против религии в области идей. Философы уступили свое место на передовых позициях людям более, чем они, приспособленным воспользоваться на практике плодами их побед в теории. Оружие критики должно было превратиться в критику оружия.

Но если великие вожди Просвещения сошли физически с исторической арены, то их ученики и последователи не потерялись в великом хаосе социального кризиса и в меру своих сил продолжали дело борьбы с религией, в то же время и на других…

15

Декрет об отделении церкви от государства. После Октябрьской революции Советское правительство издало ряд декретов, ликвидировавших неравенство граждан в зависимости от отношения к религии. 20 января 1918 года был издан Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Принятый декрет подтверждал верность принципиальным положениям «церковной политики» Советского государства, проводимой с Октября 1917 г., и вместе с тем он становился «инструментом», с помощью которого общество «очищалось» от сохранявшихся еще феодально-буржуазных ограничений свободы совести, когда, по словам В. И. Ленина, «церковь была в крепостной зависимости от государства, а русские граждане были в крепостной зависимости у государственной церкви, когда существовали и применялись средневековые, инквизиторские законы, преследование за веру или за неверие, насиловавшие совесть человека…».

Декрет отменял всякую дискриминацию граждан в связи с их отношением к религии, провозглашал…

16

Союз воинствующих безбожников: исторический опыт и современность

Виталий Сарматов

В настоящий момент в России все большее внимание общественности привлекает вопрос клерикализации общества, противостояния религиозных организаций, претендующих на то, чтобы диктовать «нравственные основы» религии в качестве правил повседневного поведения, и атеистов. Не могут здесь остаться в стороне и марксисты, как наиболее последовательные носители атеистической идеологии, основанной на научном материалистическом понимании мироустройства.

В связи с этим новую актуальность приобретает изучение опыта борьбы большевистской против религии в первые десятилетия после Октябрьской социалистической революции. Буржуазная пропаганда обычно делает здесь акцент исключительно на репрессивных действиях — закрытии церквей, репрессиях против духовенства. Буржуазный режим всегда стремится представить Советскую власть в качестве политического порядка, который держится лишь на…

17

История религии
Новости
Библиотека
Новые книги

Атеизм
Религия и совр-сть
Направления
Мораль
Культ
Книги
Психология
Мистика

Карта проектов
Ссылки

Свободомыслие и атеизм буржуазного общества

Великие открытия и антирелигиозная мысль Возрождения

Период, охватывающий вторую половину XV в. и весь XVI в., выдвинул антирелигиозные идеи в центр внимания передовой мысли Западной Европы. Это время начинающегося крушения основ феодализма и формирования в борьбе с ним буржуазных общественных отношений.

Исторические успехи мореплавания, промышленности, торговли, с одной стороны, требуют создания опытной науки о природе, подлинного знания о ней, а с другой — сами создают основу для развития такой науки. Разработка опытного естествознания становится настоятельной необходимостью для буржуазии и для возглавляемого ею поступательного развития общества.

И с…

18

Некоторые соображения о религии, церкви, науке, нравственности и культуре.

Введение

Я решил написать заметку на тему, в наше время, наверное, неблагодарную. Многие, возможно, и вовсе не одобрили бы мою деятельность, но сейчас, когда наше время называют «временем возрождения православной веры в России» (а то даже и «на Руси») я решил написать заметку в защиту атеизма.

Многие удивятся, наверное: зачем? В представлении многих людей слово «атеизм» имеет явно отрицательную окраску. Для многих это понятие неразрывно связано с советской властью и «совковой» пропагандой. Если посмотреть, что говорится об атеизме как представителями церкви, так и многими людьми, к ней отношения не имеющими (реально или формально), то попадаются такие высказывания: «Атеизм — духовный Чернобыль», «О скотской сущности атеизма» и такое радикальное высказывание, что человек от животного отличается посещением церкви. Если почитать все, что пишется и говорится по этому поводу, то рисуется…

19

МІЖНАРОДНИЙ УНІВЕРСИТЕТ БІЗНЕСУ І ПРАВА

Кафедра держави та права

Религия и Атеизм

Реферат

з дисципліни

«Соціологія»

Виконав:

Студент групи 101

О.С. Щебля

Перевірив:

Викладач Н.Г. Батій

Херсон-2008

План

Атеизм

Типы Атеизма

Религия и Атеизм

АТЕИЗМ: Антитеизм и вентеизм

Атеизм

АТЕИЗМ есть отрицание существования личного Бога. Так как с понятием Бога имеют дело религия и философия, то термин “А.” применяется и в той, и в другой; но разграничение области религии от философии — дело весьма трудное, и перечисление видов А. весьма затруднительно. Обычное перечисление — А. отрицательный и положительный, теоретический и практический, скептический и догматический — в действительности является чисто внешним, не касающимся существа дела. Таким характером отличается и деление, предложенное Гогоцким,- “по степени и обширности…

20

Естественнонаучный атеизм

Естественнонаучный атеизм

XIX столетие было ознаменовано целым рядом смелых выступлений выдающихся ученых-естествоиспытателей о несовместимости религии с научным миропониманием.

Среди естественнонаучных открытий, сделанных во второй половине XIX в., особую роль в разоблачении несостоятельности религиозных мифов сыграло учение Чарлза Дарвина (1809-1882) о естественной эволюции животных видов и происхождении человека. Оно наносило сокрушительный удар по библейским сказаниям о сотворении человека богом. Дарвинизм был исторической Дсмертью Адама». Сам Дарвин отдавал себе отчет в крамольном с точки зрения церковных догматов характере своих открытий. «Наконец, — писал он еще в 1844 г. (т. е. до написания работы о происхождении человека) своему другу сэру Джозефу Хукеру, — появились проблески света, и я пришел к убеждению… (признаться в этом — все равно, что признаться в убийстве)… что виды изменчивы».

Сам Дарвин не сделал,…

21

1.2. FAQ по атеизму

Если еще не появилась ясность, что такое атеизм, то далее приведен дополнительный материал в виде ответов и вопросов (взято с ).

Достаточно ли не верить в бога, чтобы быть атеистом?

Атеизм является не «простым неверием в бога», а представляет собой мировоззрение, включающее в себя научные, моральные и социальные основания для отрицания существования бога и философию жизни без бога. Для настоящего атеиста «Бога — нет!» — мало.

Что же признаёт атеизм, на чём основывается?

Атеизм основывается на признании естественного, окружающего человека мира единственным и самодостаточным, а религии и богов считает творением самого человека. Атеизм основывается на естественнонаучном постижении мира, противопоставляя полученное таким путём знание — вере. Атеизм, основываясь на принципах светского гуманизма, утверждает первостепенное значение человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или…

22
В. И. Ленин, как известно, уделял большое внимание религиозному вопросу и разработкой его внес выдаю щийся вклад в теорию и практику марксистского атеиз ма. Раскрытие сущности религии, ее корней и социаль ной роли, определение буржуазного и пролетарского понимания свободы совести, разоблачение современно го фидеизма и богостроительства, разработка програм мных положений деятельности партии и политики Совет ского государства в отношении религии и церкви, пути преодоления религии, методы борьбы с ней – таковы основные проблемы, которыми занимался Владимир Ильич. Их разработка имела и имеет неоценимое зна чение в борьбе пролетарского атеизма с религией.

В. И. Ленин дал глубокую разработку марксистского учения о социальной роли религии в классовом общест ве. Опираясь на многочисленные исторические факты, а также на современные ему политические события, В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что религия является видом духовной сивухи, средством закабале ния трудящихся масс, она всегда…

Загрузка...
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: