ЕЩЕ 100 лет назад буддизм был едва известен за пределами Азии. Сегодня же он занимает положение мировой религии и исповедуется даже на Западе. Почему? Во-первых, из-за притока иммигрантов. В Западной Европе, Северной Америке, Австралии и других местах образовались многочисленные азиатские диаспоры. Так все больше и больше людей знакомятся с буддизмом. Во-вторых, многим претит дух вседозволенности традиционных церквей, поэтому они обращаются в эту «новую» веру (2 Тимофею 3:1, 5).
Во «Всемирном альманахе и книге фактов» за 2001 год сообщалось, что буддистами себя именуют около 356 миллионов человек, из них 1,5 миллиона — в Европе, 2,6 миллиона в Северной Америке и 635 тысяч в Латинской Америке. И все же большинство буддистов живут в странах Азии: в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Японии, Корее, Китае. Кто же такой Будда? Как возникла эта религия? Что именно исповедуют ее последователи?
По представлению буддистов, каждое существо, достигшее высшей святости, может стать буддой, т. е. просветленным. Один из будд, прозванный в его земной жизни Шакьямуни («отшельник из рода шакьев»), поведал людям учение о «спасении», которое его последователи называют, как правило, санскритским словом «дхарма» (учение, закон). Поэтому под термином «будда» обычно подразумевают именно Шакьямуни.
Вопрос о том, является ли личность Шакьямуни полностью мифической, или в основе его биографии, расцвеченной религиозной фантазией составителей, лежат некоторые реальные факты, Наукой пока не решен. Подробные «биографии» Шакьямуни возникли не ранее II—III вв. н. э.
На вопрос о том, есть ли бог в буддизме, существует двусмысленный ответ. Разные школы этого философского учения трактуют это понятие с некоторыми отличиями. Сам же Будда всячески отвергал идею о существовании Бога-творца, которым был создан мир и все живое в нем. Мастера буддийской медитации вообще рассматривают веру в Бога как то, что мешает на пути достижения нирваны.
Есть ли Бог в буддизме? Ответ читайте ниже
Нельзя сказать, что буддизм – религия без Бога, хоть и отрицает его как такового. Проблему стоит рассматривать гораздо шире:
В учении буддизма присутствуют существа, в некотором роде приближенные к божествам (дэвы), но не в таком смысле, как божества западных религий. Они точно так же, как и люди, испытывают страдания, перерождаясь в «колесе сансары». Будда понимается наиболее мудрый среди божеств, «учитель богов». В разных школах буддизма есть понятия, отождествляемые с Богом – единая природа Будды.
Недавно меня спросили о том, что такое буддизм?
Разговор вышел интересным, прежде всего потому, что пришлось очень много говорить на тему того, чем же буддизм не является.
Прежде всего, буддизм – это одна из трех мировых религий. Тем не менее, до сих пор идут жаркие споры о том, является ли буддизм религией? Сами последователи Будды предпочитают использовать термин «учение», на санскрите – «дхарма», или «вещи как они есть». Себя же они предпочитают называть тибетским словом «нангпа» — «тот, кто внутри».
Будда не является богом. Первым буддой был принц Сиддхартха Гаутама, достигший просветления, увидевший мир таким, какой он есть и донесший это знание до человечества. Гаутама был первым буддой, но не последним. Теоретически любой человек может стать буддой, пробудившимся. Учение опирается не на веру, а на знание и практическое использование знаний. Каждый может повторить путь Будды, двигаясь в указанном направлении.
Достаточно ли не верить в бога, чтобы быть атеистом?
Атеизм является не » простым неверием в бога», а представляет собой мировоззрение, включающее в себя научные, моральные и социальные основания для отрицания существования бога и философию жизни без бога. Для настоящего атеиста «Бога — нет!» — мало.
Что же признаёт атеизм, на чём основывается?
Атеизм основывается на признании естественного, окружающего человека мира единственным и самодостаточным, а религии и богов считает творением самого человека. Атеизм основывается на естественнонаучном постижении мира, противопоставляя полученное таким путём знание — вере. Атеизм, основываясь на принципах светского гуманизма, утверждает первостепенное значение человека, человеческой личности и человеческого существа по отношению к любой социальной или религиозной структуре.
Не является ли в таком случае атеизм культом человека?
Нет, не является..
Днем к Будде пришел другой человек и сказал: ‘Я атеист и не верю в Бога. Но как ты считаешь, есть ли Бог?’ Будда ответил: ‘Есть только Бог. Не существует ничего, кроме Бога’. Человек был потрясен.
А вечером к Будде пришел еще один человек и сказал: ‘Я агностик, не верующий и не атеист. Что ты мне скажешь? Бог есть или нет?’
Будда ничего не сказал в ответ, и человек был потрясен.
Но монах Ананда, всегда сопровождавший Будду, был потрясен еще больше. Ведь утром Будда сказал, что Бога нет, днем — что Бог есть, а вечером вообще промолчал.
Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях хинаяны и махаяны. Все они составляют две сферы — ка-малоку и брахмалоку. Первая представляет собой область чувственную, связанную с эмпирическим миром и с жизненными стремлениями и вожделениями его обитателей, вторая оторвана от эмпирического мира, она является сферой чистого бесстрастия и в этом смысле — совершенства.
По представлениям, которые выражены в одном китайском сочинении XVI в., но явно несут на себе следы древних источников, Вселенная имеет обычное в религиозной картине мира трехслойное строение. Подземный его слой включает область злых демонов («асуров, преисполненных ненавистью к богам»), а также тройную систему адов — раскаленных, морозных и комбинированных. Земной мир также состоит из большого количества слоев. Его центр — гора Меру.
Буддизм является религией и объединяет около 300 миллионов людей во всем мире. Это слово происходит от «Budhi» пробудить . Оно имеет свои истоки около 2500 лет назад, когда Сиддхартха Гаутама, известный как Будда, был сам проснулся (просветленный) в возрасте до 35 лет.
Для многих, буддизм выходит за рамки религии и, скорее, философии или «образ жизни». Это философия, потому что «означает любовь к мудрости» и буддийский путь можно суммировать следующим образом:
(1) вести нравственную жизнь,
(2) быть внимательными и следить за своими мыслями и действиями
(3)Развития мудрости и понимания.
Буддизм становится популярным в западных странах по многим причинам, в первую очередь причиной является то, что в буддизме есть ответы на многие проблемы нашего современного материалистического общества.